Особенности местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.

Содержание

Введение 3
1 Понятие местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1 Понятие местного самоуправления и его назначение 5
1.2 Конституционно – правовое регулирование местного самоуправления 7
2 Структура местного самоуправления в Российской Федерации 8
2.1 Система местного самоуправления 8
2.2 Высшее должностное лицо местного самоуправления 21
3 Конституционно – правовое регулирование компетенции местного самоуправления 33.1 Полномочия и компетенция органов местного самоуправления 23
3.2 Взаимоотношение с органами государственной власти 26
3.3 Акты органов местного самоуправления 33
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 36
4.1 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 36
Заключение 45
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

 Особо  хочется отметить одно из частных  проявлений нарушения действующего  законодательства и устава муниципального  образования как основание прекращения  полномочий, прежде всего, выборных  должностных лиц местного самоуправления  каким является несоблюдение  ограничений, связанных с выполнением  служебных обязанностей. Речь идет  о том, что специфика местного  самоуправления заключается в  том, что местное самоуправление  призвано решать вопросы местного  значения, имеющие непосредственный  интерес для населения муниципального  образования, это основная цель  существования местного самоуправления. Вполне естественно, что должностное  лицо, решая эти вопросы, обязано  быть объективным и несвязанным  интересами иных субъектов. Этим  определяются существующие ограничения  для выборных представителей  местного сообщества, детально эти  ограничения закрепляются на  уровне, как федерального законодательства, так и регионального законодательства. И в случае несоблюдения этих ограничений, безусловно, могут страдать интересы местного сообщества, но одновременно нарушаются нормы федерального и регионального законодательства. Вполне естественно, что в субъектах РФ может быть определено основание для прекращения полномочий этих субъектов как форма ответственности перед государством. Решение о прекращении полномочий данного органа или должностного лица вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с процедурой, установленной Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[19]. Эта процедура в обязательном порядке предусматривает необходимость наличия заключения соответствующего суда субъекта РФ (Верховный Суд республики, краевой, областной или городской (города федерального значения) суд, суд автономной области, суд автономного округа) о несоответствии деятельности органа местного самоуправления Конституции РФ, Конституции (Уставу) субъекта РФ, федеральному закону, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, которое он дает после непосредственного обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Закон требует, чтобы факты нарушения были установлены обязательно в судебном порядке. Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа или должностного лица местного самоуправления является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа или должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляется законом субъекта РФ. Кажущаяся простота процедуры досрочного прекращения полномочий органов или должностных лиц местного самоуправления не свидетельствует об однозначной оценке ее. Ряд авторов, органы государственной власти, как РФ, так и субъектов РФ подвергают сомнению не только обоснованность, но и законность данной процедуры. Существует определенная специфика при возложении ответственности на должностных лиц местного самоуправления. Она определяется тем, что ответственность перед государством имеет общее основание наступления – это нарушение Конституции РФ, Конституции (Устава) субъекта РФ, федерального закона либо закона субъекта РФ, а также устава муниципального образования. Данное нарушение может явиться следствием совершения должностным лицом правонарушения и поэтому наряду со специфическим видом ответственности – прекращении полномочий, на это должностное лицо может быть возложена и отраслевая юридическая ответственность. Основания и условия ее возложения определяются действующим законодательством РФ и субъектов РФ и отображают особенности каждого из используемых видов юридической ответственности.

Заключение         

 Тема  данной курсовой работы является  довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрыть  суть местного самоуправления  как явления. По ходу изучения  данной темы был сформулирован  ряд задач, которые помогли  дифференцированно подойти к  предмету настоящей курсовой  работы. В ней сначала были  рассмотрены общетеоретические  аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться в  изучаемое понятие, рассмотреть  его особенности. Были выявлены  разные подходы к понятию «местное  самоуправление».         

 Немаловажным  в данной курсовой работе является  также изучение ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед  государством, населением, а также  юридическими и физическими лицами, так как именно данный аспект  деятельности местной власти  является одним из основных в определении местного самоуправления как формы местной публичной власти.        

 Таким  образом, задачи курсовой работы  в ходе ее написаны были  решены. А, соответственно, была достигнута  и цель работы, то есть деятельность  и организация местной власти  были рассмотрены с разных  сторон.        

 Вывод:  состояние российского местного  самоуправления не совсем благополучное,  и столь же очевидна неотложность  решения назревших в этой сфере  проблем.     

     Можно констатировать, что выработанные европейским опытом принципы децентрализации управления, самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения еще не вполне адекватно отражены в российском законодательстве. Практика также отходит от представления о местном самоуправлении как институте гражданского общества. Зачастую она сводится к организации режима власти, обеспечивающего личные или корпоративные интересы муниципальных должностных лиц, следовательно, искажает саму демократическую природу местного самоуправления.        

 Одна  из самых острых проблем –  несоответствие объема полномочий  органов местного самоуправления  имеющимся в их распоряжении  материально-финансовым ресурсам. Экономическая  и финансовая база большинства  муниципальных образований недостаточна  для осуществления функций местного  самоуправления.        

 Не обеспечена полная и повсеместная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких, как запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также судебная защита местного самоуправления.         

 Существует  серьезная проблема внутренних  противоречий нормативных положений,  превышения компетенции и присвоения "не своих" предметов ведения  органами и должностными лицами  субъектов Федерации и муниципальных  образований. Прокуратура, призванная  осуществлять надзор за законностью  в стране, не в состоянии отследить  все нарушения. Система конституционного  правосудия, формируемая в субъектах  Российской Федерации, пока недостаточно  окрепла, чтобы сказать свое  слово в многочисленных конфликтах  региональных и местных властей.          

 Будучи  максимально приближенным к населению,  местное самоуправление является  первичным уровнем организации  публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества.        

 Исходя из сказанного выше сделаю следующие предложения:        

необходимо  совершенствовать основы организации  и функционирования местного самоуправления, уточнить его место и роль в  структуре органов публичной  власти.         

 Совершенно  необходимой представляется более  четкая регламентация вариантов  организации местного самоуправления, обусловленная необходимостью закрепления  различного объема полномочий  за муниципальными образованиями,  в значительной степени отличающимися  друг от друга по количеству  жителей и инфраструктуре при  обязательном сохранении равенства  прав граждан на осуществление  местного самоуправления в независимости  от места жительства.        

 Привести  в соответствие объем полномочий  органов местного самоуправления  имеющимся в их распоряжении  материально – финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база  большинства муниципальных образований  недостаточна для осуществления  функций местного самоуправления         

 Органы  местного самоуправления формируют,  утверждают, исполняют и контролируют  исполнение местного бюджета.  Между тем органы местного  самоуправления не обладают достаточными  собственными финансовыми средствами, которыми они могли бы свободно  распоряжаться при осуществлении  своих функций. Финансовые средства  органов местного самоуправления  не соразмерны их обязанностям, установленным Конституцией и  законодательством.        

 Усилить  подотчетность и подконтрольность  органов местного самоуправления  органам государственной власти, соблюдения законодательства и  расходования бюджетных средств,  а также укрепления ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед  населением и государством.        

 Повысить  контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти, а также по повышению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением.

Список  использованных источников

Нормативно  – правовые  акты

1 Конституция  Российской Федерации – М.: издательский  дом «ИНФРА-М», 2006 – С. 59

2 Федеральный  закон от 06 октября 2003 года (в редакции  от 21.05.2007г) №131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации”

3 Устав  Краснодарского края  от 06.06.2005 №882 – КЗ

Литература

4 Большая  Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.  М., «Советская Энциклопедия». 1975.

5 Е.И.  Козлова, О.Е, Кутафин  Конституционное право России М.,2003г.

6 Шувалов  И. И. Совершенствование законодательства  субъектов Российской Федерации  в связи с реформой федеративных  отношений и местного самоуправления // Журнал рос. права. 2004. № 9. С. 6.

7 Доклад  Президента Российской Федерации  от 23 октября 2002 года «Местное  самоуправление в Российской  Федерации: состояние и перспективы  развития» 

http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/10/30612.shtml

8 Internet resource http://www.strana.ru/print/161804.html

 
 

[1] Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.

[2] Конституция Российской Федерации – М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2006 – С. 59.

[3] Конституция Российской Федерации – М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2006 – С. 8

[4] http://www.strana.ru/print/161804.html

[5] http://www.strana.ru/print/161804.html

[6] Федеральный закон от 06 октября 2003 года (в редакции от 03.06.2006г) №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

[7] Федеральный закон от 06 октября 2003 года (в редакции от 03.06.2006г) №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

[8] Федеральный закон от 06 октября 2003 года (в редакции от 03.06.2006г) №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

[9] Устав Краснодарского края  от 06.06.2005 №882 – КЗ

[10] Доклад Президента РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития»

[11] Доклад Президента РФ «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития»

[12] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ //Собр. законодательства РФ.

[13] Там же

[14] Федеральный закон от 06 октября 2003 года (в редакции от 03.06.2006г) №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

[15] Васильев В. И. Местное самоуправление : учеб. и науч.-практ. пособие. М., 1999. С. 435.

[16] Конституция Российской Федерации – М.: издательский дом «ИНФРА-М», 2006

[17] Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 06 октября 2003 года

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России