Особенности местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения в местном самоуправлении как институт публичной власти на местах, его организация и функционирование.

Содержание

Введение 3
1 Понятие местного самоуправления в Российской Федерации 5
1.1 Понятие местного самоуправления и его назначение 5
1.2 Конституционно – правовое регулирование местного самоуправления 7
2 Структура местного самоуправления в Российской Федерации 8
2.1 Система местного самоуправления 8
2.2 Высшее должностное лицо местного самоуправления 21
3 Конституционно – правовое регулирование компетенции местного самоуправления 33.1 Полномочия и компетенция органов местного самоуправления 23
3.2 Взаимоотношение с органами государственной власти 26
3.3 Акты органов местного самоуправления 33
4 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 36
4.1 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 36
Заключение 45
Список использованных источников 48

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 62.01 Кб (Скачать документ)

 Представительными  органами местного самоуправления  являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п.  Они состоят из депутатов, избираемых  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов Российской  Федерации. Установленный Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[7] порядок непосредственного избрания представительных органов местного самоуправления населением исключает возможность формирования районных органов местного самоуправления из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений, как это было предусмотрено Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.         

 Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской федерации” наделяет  представительные органы местного  самоуправления правом законодательной  инициативы в законодательном  (представительном) органе субъекта  Российской Федерации.        

 Полномочия  представительных органов местного  самоуправления определяются уставами  муниципальных образований.        

 Представительный  орган местного самоуправления  принимает решения в коллегиальном  порядке.    

     Как уже отмечалось, в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.        

 Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации”[8] гарантирует депутату представительного органа местного самоуправления условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиту прав, чести и достоинства. Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава. Депутаты представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.        

 Как  уже ранее отмечалось, уставами  муниципальных образований в  соответствии с законами субъектов  РФ может быть предусмотрена  возможность отзыва населением  депутата представительного органа  местного самоуправления. Статус  депутата представительного органа  местного самоуправления и ограничения,  связанные с этим статусом, устанавливаются  Конституцией Российской Федерации , федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ. Депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законами субъектов РФ.        

 Согласно  Закону наличие выборных органов  местного самоуправления муниципальных  образований является обязательным. Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  уставами муниципальных образований  собственной компетенцией в решении  вопросов местного значения. Они  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения.        

 Органы  местного самоуправления организуют  исполнение федеральных законов,  указов Президента Российской  Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.        

 Наименования  органов местного самоуправления  устанавливаются уставами муниципальных  образований в соответствии с  законами субъектов Российской  Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных  традиций.        

 Структура  органов местного самоуправления  определяется населением самостоятельно.         

 Органы  местного самоуправления являются  юридическими лицами в соответствии  с уставом муниципального образования.         

 Лица, осуществляющие службу на должностях  в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.  Правовая регламентация муниципальной  службы, включающая требования к  должностям, статус муниципального  служащего, условия и порядок  прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется  уставом муниципального образования  в соответствии с законами  субъектов Российской Федерации  и федеральными законами.        

 Органы  местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления  по вопросам своего ведения  принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых  актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных  лиц местного самоуправления, полномочия  по изданию этих актов, порядок  их принятия и вступления в  силу определяются уставом муниципального  образования в соответствии с  законами субъектов Российской  Федерации.                  

 В  уставе муниципального образования  помимо представительных органов  и глав муниципальных образований  могут быть предусмотрены и  иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица  местного самоуправления как выборные, так и назначаемые. Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Образование этих органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не допускается. Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Этим правом определяется также наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.        

 Наименование  назначаемых должностных лиц  местного самоуправления, порядок  их назначения, компетенция, сроки  полномочий, подотчетность, вопросы  организации и деятельности определяются  уставами муниципальных образований  в соответствии с законами  субъектов Российской Федерации         

 По  вопросам местного значения может  проводиться местный референдум. Решение о проведении местного  референдума принимается представительным  органом местного самоуправления  по собственной инициативе или  по требованию населения в  соответствии с уставом муниципального  образования. В местном референдуме  имеют право участвовать все  граждане, проживающие на территории  муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.         

 В  муниципальном образовании для  решения вопросов местного значения  могут созываться собрания (сходы)  граждан. Порядок созыва и проведения  собрания (схода) граждан, принятия  и изменения его решений, пределы  его компетенции устанавливаются  уставом муниципального образования  в соответствии с законами  субъектов Российской Федерации.         

 Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.        

 Порядок  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления определяется уставом  муниципального образования в  соответствии с законами субъекта  Российской Федерации и нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления.        

 Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.        

 Вопрос  местного самоуправления можно  рассмотреть на примере Краснодарского  края следующим образом:

«1) Местное  самоуправление в Краснодарском  крае осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах с учетом исторических и иных местных традиций.

2) На  территории Краснодарского края  действуют:

поселения (городские и сельские), входящие в состав муниципальных районов, наделенные статусом муниципального образования  в соответствии с законами Краснодарского края;

муниципальные районы - Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневский, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Приморско-Ахтарский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Туапсинский, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский;

городские округа - город-курорт Анапа, город Армавир, город-курорт Геленджик, город Горячий  Ключ, город Ейск, город Краснодар, город Кропоткин, город Новороссийск, город-курорт Сочи, город Тихорецк, город Туапсе.        

 Органы  государственной власти края  самостоятельно осуществляют в  соответствии с Конституцией  Российской Федерации и настоящим  Уставом следующие полномочия:

а) принятие, изменение Устава края, законов и  иных нормативных правовых актов  края, контроль за их соблюдением;

б) установление системы органов законодательной  и исполнительной власти края, определение  порядка формирования, организации  и деятельности этих органов в  соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной  власти, установленными федеральным  законом;

Информация о работе Особенности местного самоуправления в России