Основы деятельности территориального общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение организации и деятельности территориального общественного самоуправления, узнать его правовую базу и нормативные акты которые объясняют работу, функционирование и возможности территориального общественного самоуправления.
Задачей является анализ ТОС-ов в конкретном субъекте РФ (т. е. в Республике Бурятия), выявление проблем работы и организации ТОС-ов и методы их решения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления ………………………………………………………………...5
1. Правовой статус, организация и сущность территориального общественного самоуправления………………………………………...5
1.2. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления и взаимоотношения органов государственной власти к территориальному общественному самоуправлению.………………….…….11
2. Современное положение ТОС в субъектах РФ ……………………………16
2.1. Положение ТОС в субъектах РФ ………………………………………..16
2.2. Территориальное общественное самоуправление в г. Улан-Удэ……..…17
3. Проблемы и территориального общественного самоуправления в Бурятии, пути их решения…………………………………………………………….…20
3.1. Проблемы и разграничения полномочий между субъектами права и проблемы ТОСов Бурятии…………………………………………………....20
3.2. Пути решения проблем ТОС в Бурятии……...…………………………....24
Заключение ………………………………………………………………….….28
Список использованной литературы и материалов …………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Основы Деятельности ТОС.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     Заместитель председателя комитета Народного Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправлению и вопросам государственной службы Федор Чебунин, выступая с докладом о практике и проблемах развития ТОСов, сообщил, что темпы роста числа ТОСов довольно высокие.

     За 2010 год организовано 408 ТОС. На сегодняшний день в республике создано уже 431 объединение граждан, однако распределение их по республике весьма неравномерно, — сообщил депутат, выделив как лидеров, так и отстающих. По его словам, наибольшее число ТОСов создано в Закаменском районе, здесь их 99, весьма неплохо обстоят дела в Селенгинском и Хоринском районах, где число ТОСов превышает 40. Активно идет работа в таких районах, как Кабанский, Кижингинский, Мухоршибирский, Тункинский. А вот в г. Северобайкальске, Заиграевском, Муйском, Окинском, Прибайкальском районах не создано ни одного ТОСа. С другой стороны, как сообщил председатель Народного Хурала Матвей Гершевич, за цифрами роста объединений не должно теряться главного, для чего они и создаются, — реального решения проблем на конкретных территориях.

     Станислав Тэлин, замруководителя администрации  президента РБ по территориальному развитию, согласился с тем, что действительно “наблюдается пассивность населения и незаинтересованность в самоорганизации граждан”. Хотя именно ТОСы, как показала практика, отличный инструмент для решения проблем благоустройства городов и сел.                                   

     Для того, чтобы стимулировать процесс, представители Бурятии съездили в Волгоградскую область, где  накоплен большой опыт их создания, с тем, чтобы внедрить его в  республике. Совет представительных органов решил рекомендовать правительству республики организовать учебу представителей ТОСов, предусмотреть в республиканском бюджете на 2011 год финансирование сайта “ТОС Бурятии” и провести среди СМИ конкурс на лучшее освещение продвижения инициатив граждан по созданию и функционированию территориального общественного самоуправления. 

3.2. Пути решения проблем ТОС в Бурятии 

     Для формирования ТОС необходимо пять уровней, пять направлений. Первое – политическая воля первого лица, главы района. Второе - поддержка высшего эшелона  власти на уровне правительства и Народного Хурала. Третье – главы муниципальных образований районных и поселенческих. Четвертое – нормативно-правовые акты и обеспечение конкурсного финансирования. И пятое – самый сложный вопрос - изменение психологии человека. Весь процесс от старта до конечного становления требует годы работы. В Бурятии есть примеры, когда население уже работает в этой системе. И очень успешно. Пример - Селенгинский район, где население решило уже многие проблемы благоустройства, санитарного состояния, здорового образа жизни, активного воспитания детей. На этом фундаменте строятся крепкие животноводческие хозяйства.

     Опыт Волгоградской области, конечно хорошо показывает как ТОСы могут функционировать, но ценные наработки уже есть и в других регионах. В целом ряде регионов. То, что сейчас мы видим такой глубокий интерес у руководства республики Бурятия – это тоже внушает оптимизм. Здорово, что стало развиваться межрегиональное сотрудничество, что регионы начали активно использовать опыт друг друга.

     Хотя  здесь возникают и вопросы: «Каким образом использовать чужой опыт? Как с этим работать?» Что-то можно  успешно перенести с одной  почвы на другую, что-то - нет. И, наверное, в первую очередь нужно постараться  выделить некие общие базовые  вещи, общие принципы и механизмы, которые определяют территориальное самоуправление в разных условиях. Говоря о становлении ТОС в Бурятии, я бы выделил несколько факторов успеха.

     Первое. ТОС надо сделать реальной управленческой системой, которая будет способна на самом деле решать местные проблемы. В некоторых регионах ТОСов на создавали, но они почти никак не влияют на положение дел. Почему? Потому что не умеют. Но ведь сам по себе факт создания ТОСа не значит, что люди в нем стали управленцами и уже готовы создавать позитивные изменения.

     Чтобы территориальное самоуправление стало  силой, надо работать с развитием  человеческого потенциала. Надо передавать людям навыки управления, «тренировать»  их, взращивать их способности, при  этом зачастую серьезно менять психологию, модели поведения. Это непросто, и нужны особые методики, технологии. Кто это обеспечит? Это предмет деятельности агентства развития. И чтобы развитие ТОСов пошло, надо создать локомотив изменений, выстроить агентство местного развития.

     И вот здесь очень актуально межрегиональное сотрудничество. Так легче создавать общие ресурсы (методики, обучающие издания, базы данных, наборы кейсов и историй успеха), передавать наработки из региона в регион.

     В Волгограде, такого опыта еще нет, за этим сейчас лучше отправляться на север страны. В частности, об агентстве развития пойдет речь на конференции в Вологде. И еще на повестку дня уже ставится вопрос о создании Сибирского Агентства местного развития, работа с этим началась, в Сибирском Полпредстве.

     С другой стороны, в развитии человеческого потенциала огромную роль могут играть местные и национальные традиции, опора на них. Здесь у Бурятии есть свои козыри: Традиционная общность, коллективизм, навыки коллективной жизни, которые свойственны образу жизни бурят. Было бы огромной ошибкой недооценивать этот фактор.

     Второе. Огромная роль местных сообществ (и  ТОС) как раз заключается в  том, что только они и могут  эффективно использовать местные ресурсы, коих огромное количество, и многие сегодня является бросовыми.

     Климат, природная среда везде разные. Поэтому многое в развитии органов  ТОС в Бурятии надо будет строить  по своему, основываясь на местных  реалиях, условиях, традициях.

     Очень важная вещь – это выстраивание новых отношений органов власти разных уровней и возникающих органов ТОС.

     От  того, насколько и муниципальная, и государственная власть будут  последовательными в этом смысле, будет многое зависеть. Нужна ясная  и открытая политика, которая будет  стимулировать включение активности людей. И еще представителям власти надо будет многому учиться и искать ответы на множество вопросов. Какие полномочия доверить людям? Какие ресурсы выделить? Как сделать так, чтобы не отдали только корешки? Как стимулировать активность ТОС и при этом не терять управляемости? В поиске ответов опыт других регионов может быть ценным, хотя чужие решения придется зачастую адаптировать.

     Так что органам власти тоже придется менять кое-что в своих подходах, может быть, не один год. И им в  этом будет нужна помощь.

     Органы  ТОС должны быть проводниками инноваций, современных достижений. Сегодня надо говорить о том, что только серьезные инновации позволят сохранить сельские территории, сделать их современными, конкурентоспособными. Мир изменился радикально, а наша глубинка не меняется десятилетиями. И тосы могут создавать позитивные изменения. Но в одиночку это им не под силу. Нужно помогать инициировать и запускать проекты, которые создают новое, поддерживать их. Необходимо специально собирать, адаптировать, передавать на места необходимую информацию и технологии, делать их понятными и применимыми к местным условиям.  

     В докладе Всероссийского совета местного самоуправления 2007г. Президенту Путину было отмечено, что ключевым элементом в процессе становления ТОС «являются профессиональные консультанты, способные поддерживать возникшее местное сообщество. Только в этом случае система может демонстрировать высокую эффективность, давать отдачу и экономию бюджетных средств».

     Поэтому я думаю, что встает задача привлечения  в Бурятию передовых гуманитарных технологий, которые наработаны в мире и хорошо себя зарекомендовали. С опорой на гуманитарные технологии, при их сочетании с местными традициями, возможно добиться результата за несколько лет.

 

      Заключение

 

     Органы  ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.

     Формирование  органов ТОС позволяет реализовать  общественную инициативу граждан, посредством  этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.

     Ситуация  незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

     Формирование  территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

     • неинформированность населения;

     • идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

     • в бюджетах муниципальных образований  должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

     • при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной  правовой базы;

     • органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих  территорий;

     • в местных администрациях для  уполномоченных выборных лиц ТОС  и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило,

     данная  категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать  материальное и моральное поощрения;

     • интересы органов ТОС во многом переплетаются  с деятельностью предприятий  жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство  территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;

     • в настоящее время у органов  местного самоуправления несколько  двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;

     • для того, чтобы активнее лоббировать  интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

     Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

     Рассмотрев  состояние ТОСов в Республике Бурятия, хорошо прослеживается, что население не стремится создавать территориальные общественные самоуправления. Люди, как правило, не готовы рисковать, да и государственная политика пока не позволяет спокойно создавать ТОСы.

     В общем в инфраструктуре, для создания подобных предприятий, полно дыр, которые нужно удалить. Поэтому у нас в республике мало ТОС-ов. Но есть методики вовлечения населения в улучшение их жизни: 

     Первое. ТОС надо сделать реальной управленческой системой, которая будет способна на самом деле решать местные проблемы. В некоторых регионах ТОСов на создавали, но они почти никак не влияют на положение дел. Почему? Потому что не умеют. Но ведь сам по себе факт создания ТОСа не значит, что люди в нем стали управленцами и уже готовы создавать позитивные изменения.

     Чтобы территориальное самоуправление стало  силой, надо работать с развитием  человеческого потенциала. Надо передавать людям навыки управления, «тренировать»  их, взращивать их способности, при  этом зачастую серьезно менять психологию, модели поведения. Это непросто, и нужны особые методики, технологии. Кто это обеспечит? Это предмет деятельности агентства развития. И чтобы развитие ТОСов пошло, надо создать локомотив изменений, выстроить агентство местного развития.

Информация о работе Основы деятельности территориального общественного самоуправления