Основы деятельности территориального общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение организации и деятельности территориального общественного самоуправления, узнать его правовую базу и нормативные акты которые объясняют работу, функционирование и возможности территориального общественного самоуправления.
Задачей является анализ ТОС-ов в конкретном субъекте РФ (т. е. в Республике Бурятия), выявление проблем работы и организации ТОС-ов и методы их решения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления ………………………………………………………………...5
1. Правовой статус, организация и сущность территориального общественного самоуправления………………………………………...5
1.2. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления и взаимоотношения органов государственной власти к территориальному общественному самоуправлению.………………….…….11
2. Современное положение ТОС в субъектах РФ ……………………………16
2.1. Положение ТОС в субъектах РФ ………………………………………..16
2.2. Территориальное общественное самоуправление в г. Улан-Удэ……..…17
3. Проблемы и территориального общественного самоуправления в Бурятии, пути их решения…………………………………………………………….…20
3.1. Проблемы и разграничения полномочий между субъектами права и проблемы ТОСов Бурятии…………………………………………………....20
3.2. Пути решения проблем ТОС в Бурятии……...…………………………....24
Заключение ………………………………………………………………….….28
Список использованной литературы и материалов …………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Основы Деятельности ТОС.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     • общие собрания (сходы), в том числе  земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;

     • органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного

     самоуправления  микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и  других территорий, входящих в состав муниципального образования;

     • уполномоченные выборные лица ТОС.

     Территориальные границы ТОС устанавливаются  с учетом его исторических, местных  традиций и особенностей по предложению  граждан органом местного самоуправления.

     ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

     Учредителями  органа ТОС являются граждане постоянно  или преимущественно проживающие  на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.

     Инициативная  группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.

     Информация  о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через  средства массовой информации или иным образом.

     С момента объявления результатов  выборов руководящих органов  орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной  регистрации.

     При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.11

     Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового  округа, населенного пункта может  избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.

     Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет  ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или  формируется из старших по домам, подъездам.

     К уполномоченным выборным лицам ТОС  относятся:

     1) председатель совета ТОС микрорайона,  сельского, поселкового округа, населенного  пункта;

     2) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;

     3) староста населенного пункта;

     4) старший по улице, двору, дому, подъезду.

     Органы  ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных  администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном  «Положением об организации и  осуществлении ТОС в муниципальном образовании».

     В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган  местного самоуправления принимает  нормативный правовой акт муниципального образования «Положение об организации  и осуществлении ТОС в муниципальном  образовании». 

    1.2. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления и взаимоотношения органов государственной власти к территориальному общественному самоуправлению. 

     Органы  ТОС:

     представляют  и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

     организуют  проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

     содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии  кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

     участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

     выявляют  одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

     осуществляют  общественный контроль за сроками и  качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

     • принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

     • выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

     • кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

     • участвуют в охране общественного порядка;

     • принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

     • взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);

     • информируют население о своей работе;

     • рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.12

     Финансовые  ресурсы органов ТОС состоят  из собственных средств, а также  средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной статьей.13

     Контроль  за поступлением и расходованием  финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.

     В собственности органов ТОС могут  находиться кооперированные денежные средства физических и юридических  лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество

     культурно-просветительского  и оздоровительного назначения, в  том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового  акта.

     Органы  государственной власти области способствуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ14, федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов данной территории, принимают программы поддержки ТОС.

     Государственные органы могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь в обеспечении  деятельности органов ТОС.

     Органы  и должностные лица органов местного самоуправления содействуют становлению  органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.

     В соответствии с Уставом муниципального образования органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами ТОС устанавливают сферы совместной компетенции и могут передавать последним объекты социально-бытового назначения с правом полного распоряжения или на условиях аренды. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции.15

     Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий.

     Органы  местного самоуправления способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах их компетенции.

     Представители органов ТОС вправе участвовать  в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих  интересы жителей соответствующих  территории.16

     Защита  прав и законных интересов ТОС  обеспечивается судом в соответствии с законодательством

     Решения ТОС, принятые им в пределах своих  полномочий, подлежат рассмотрению и  принятию по ним мер в установленные  законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

     Органы  ТОС в соответствии с законодательством имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС.

2. Современное положение ТОС в субъектах РФ.

 

     2.1 Положение ТОС  в субъектах РФ 

     Бурное  нормотворчество на уровне субъектов  Российской Федерации в вопросах урегулирования правового положения ТОС привело к множеству противоречий по отношению к Федеральным нормам. В отдельных субъектах не учитывалось мнения населения местного самоуправления, в других ущемлялись права. За период с момента принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» до начала 2003 года в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ рассматривались десятки дел о противоречии местного законодательства федеральному и о их конституционности. В частности можно выделить:

     - Определение СК Верховного Суда РФ от 21 апреля 2000 г. по делу N 74-Г00-З Об отмене решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 23 февраля 2000 г. и дополнительного решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 14 марта 2000 г.

     - Решение СК по гражданским  делам Московского городского суда от 17 декабря 2001 г. О признании абзаца 2 п.1 ст.28 Закона г. Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.17

     Причины таких «коллизий» все те же, во-первых, – неоднозначность норм ст.27 Закона, во-вторых, их явное противоречие конституционным  нормам. Но вернемся к рассмотрению современных источников правового регулирования ТОС.

Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов территориального общественного самоуправления–  специальные договоры и соглашения.

     Органы  ТОС и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Так, если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор. Такие договоры и соглашения подписываются главами органов, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации. 

Информация о работе Основы деятельности территориального общественного самоуправления