Основы деятельности территориального общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение организации и деятельности территориального общественного самоуправления, узнать его правовую базу и нормативные акты которые объясняют работу, функционирование и возможности территориального общественного самоуправления.
Задачей является анализ ТОС-ов в конкретном субъекте РФ (т. е. в Республике Бурятия), выявление проблем работы и организации ТОС-ов и методы их решения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления ………………………………………………………………...5
1. Правовой статус, организация и сущность территориального общественного самоуправления………………………………………...5
1.2. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления и взаимоотношения органов государственной власти к территориальному общественному самоуправлению.………………….…….11
2. Современное положение ТОС в субъектах РФ ……………………………16
2.1. Положение ТОС в субъектах РФ ………………………………………..16
2.2. Территориальное общественное самоуправление в г. Улан-Удэ……..…17
3. Проблемы и территориального общественного самоуправления в Бурятии, пути их решения…………………………………………………………….…20
3.1. Проблемы и разграничения полномочий между субъектами права и проблемы ТОСов Бурятии…………………………………………………....20
3.2. Пути решения проблем ТОС в Бурятии……...…………………………....24
Заключение ………………………………………………………………….….28
Список использованной литературы и материалов …………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Основы Деятельности ТОС.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     2.2 Территориальное  общественное самоуправление  в г. Улан-Удэ 

     Согласно  уставу города18 Улан-Удэ можно выделить структуру и компетенции ТОС этого муниципального образования:

     Статья 11.: Территориальное общественное самоуправление

     1. Под территориальным общественным  самоуправлением понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства  на части территории города  Орска для самостоятельного и  под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

     Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городским Советом  по предложению населения, проживающего на данной территории города  Улан-Удэ.

     2. Территориальное общественное самоуправление  осуществляется жителями города  Улан-Удэ посредством проведения  собраний и конференций жителей,  а также посредством создания  органов территориального общественного  самоуправления.

     3.  Границы территории, на которой  осуществляется территориальное  общественное самоуправление, устанавливаются  городским Советом по предложению  населения, проживающего на данной  территории.

     4. Органы территориального общественного  самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

     5. Территориальное общественное самоуправление  считается учрежденным с момента  регистрации устава территориального  общественного самоуправления уполномоченным  органом местного самоуправления города Улан-Удэ. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами городского Совета. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

     6. Собрание граждан по вопросам  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления считается правомочным,  если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

     Конференция граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

     7. К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

     1) установление структуры органов  территориального общественного  самоуправления;

     2) принятие устава территориального  общественного самоуправления, внесение  в него изменений и дополнений;

     3) избрание органов территориального  общественного самоуправления;

     4) определение основных направлений  деятельности территориального  общественного самоуправления;

     5) утверждение сметы доходов и  расходов территориального общественного  самоуправления и отчета о ее исполнении;

     6) рассмотрение и утверждение отчетов  о деятельности органов территориального  общественного самоуправления.

     8. Органы территориального общественного  самоуправления:

     1) представляют интересы населения,  проживающего на соответствующей  территории;

     2) обеспечивают исполнение решений,  принятых на собраниях и конференциях  граждан;

     3) могут осуществлять хозяйственную  деятельность по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

     4) вправе вносить в органы местного  самоуправления города Улан-Удэ  проекты правовых актов, подлежащие  обязательному рассмотрению этими  органами и должностными лицами  органов местного самоуправления  города Орска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

     9. В уставе территориального общественного  самоуправления устанавливаются:

     1) территория, на которой оно осуществляется;

     2) цели, задачи, формы и основные  направления деятельности территориального  общественного самоуправления;

     3) порядок формирования, прекращения  полномочий, права и обязанности,  срок полномочий органов территориального  общественного самоуправления;

     4) порядок принятия решений;

     5) порядок приобретения имущества,  а также порядок пользования  и распоряжения указанным имуществом  и финансовыми средствами;

     6) порядок прекращения осуществления  территориального общественного  самоуправления.

     10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

     11. Порядок организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления, условия и порядок  выделения необходимых средств  из бюджета города Улан-Удэ определяются нормативными правовыми актами городского Совета.

 

      3. Проблемы и территориального общественного самоуправления в Бурятии, пути их решения. 

     3.1. Проблемы и разграничения полномочий между субъектами права и проблемы ТОСов Бурятии. 

Это положение  вызывает на практике бурные дискуссии  и споры.

     Одни  исследователи отмечают по этому  поводу: «Нельзя допустить никакого регулирования территориального общественного самоуправления уставом муниципального образования. Это невежество правовое. Мы вводим третий субъект федерализма. У нас есть два регулируемых… два уровня регулирования – федеральный и субъектов Федерации. Вот в 27 статье в этой части прописали еще третьего субъекта – это муниципальный уровень».

     Другие  отмечают, что нужно оставить этот вопрос в ведении субъектов и муниципальных образований, «а, обсуждение и принятие закона о территориальном общественном самоуправлении, рамочного или любого другого на федеральном уровне не правомерно. Почему? Потому что у нас есть Закон «Об общих принципах организации самоуправления… местного самоуправления в России». И там есть 27 статья».

     Итак, действующее законодательство относит  регулирование этого права к  законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования.19

     Однако, как отмечают исследователи, данное обстоятельство явилось основной причиной допущенного неравенства на территории Российской Федерации указанных  прав граждан.

     Как следует из справки "Соответствие конституций и уставов субъектов  Российской Федерации ..." только 52% субъектов Российской Федерации признают данные права граждан. Причем, в законодательстве этих субъектов допускается различное понимание и различный объем переурегулирования норм статей 80 – 86 Конституции РФ.

     Чтобы найти ответ на вопрос: к чьему же ведению должно относится регулирование правового положения ТОС, обратимся к конституционному содержанию права на ТОС:

     - пункт "в" статьи 71, относит  к ведению Российской Федерации  регулирование и защиту прав  и свобод человека и гражданина;

     - пункта "б" статьи 72, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина;

     - пункта "н" статьи 72, относит  к совместному ведению Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

     Таким образом, конституционные нормы  обосновывают подход к переурегулированию федеральным законом и законом  субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) положений и норм территориального общественного самоуправления.

     В связи с предложенной методикой  положения и нормы указанных  статей должны переурегулироваться:

     статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к концептуальным основам ТОС;

     статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся  по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить  собрания (статья 31 Конституции);

     статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция  органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом "Об общественных объединениях" (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;

     статья 82 в части пункта 1 (о выборах  органов ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к механизму  реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;

     статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция  органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

     статья  84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы органов ТОС) - федеральным законом, как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30, 31, 36, 37 Федерального закона "Об общественных объединениях";

     статья 86 (взаимоотношения органов ТОС с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом '"н'" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

     статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта "в" статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта "б" статьи 72 Конституции.

     Целесообразно было бы определить, что законодательство о территориальном общественном самоуправлении состоит из норм Конституции Российской Федерации о праве граждан на собрания и на объединения, соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В настоящее же время сохраняется  законодательное противоречие, когда  ст.27 Закона в первом абзаце закрепляет конституционное право граждан на ТОС, а во втором абзаце ограничивает эти права возможными актами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

     На  прошедшей в августе 2010 года 2-й межрегиональной научно-практической конференции ее участники отметили, что Бурятия по развитию муниципального самоуправления находится в лидерах в СибФО, однако по отдельным направлениям республика заметно отстает от соседей. Прежде всего, это касается развития территориального общественного самоуправления (ТОС). Участники совещания отметили, что в том же Улан-Удэ создано всего лишь четыре ТОСа (в 102 микрорайоне, п. Стеклозавода, на Левом берегу и в микрорайоне Вагжанова), а в районах ситуация еще более печальная. Что изменилось с того времени? Об этом и шел разговор на совете представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале, прошедшем 25 ноября в Улан-Удэ.

Информация о работе Основы деятельности территориального общественного самоуправления