Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......	3
1. Сельская  местность как объект муниципального  управления……….	5
2. Система  самоуправления в сельской местности………………………	7
  2.1. Исторические традиции сельского  самоуправления………………	7
  2.2. Сельское самоуправление в современной России………………..	10
  2.3. Перспективы развития самоуправления  в сельской местности….	13
3. Муниципальное  регулирование экономики в сельской  местности…..	16
  3.1. Экономическая ситуация в аграрном  секторе……………….......	16
  3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса	17
3.3. Роль  сельских органов местного самоуправления  в реализации аграрной политики…………………………………………………………	 
19
3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г…………………………………………….	 
20
4. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………………….	 
21
4.1. Современная  ситуация в системах жизнеобеспечения  сельских поселений …………………………………………………………………..	 
21
4.2. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений………………………………..........	 
23
4.3. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности…………………………………………………………………...	 
25
5. Муниципальная  социальная политика в сельской местности………...	27
  5.1. Современная ситуация в социальной  сфере сельских поселений.	27
5.2. Цели  и задачи муниципальной социальной  политики в сельской местности…………………………………………………………………..	 
29
5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………………………………….	 
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….	34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….	36
2.2. 
Сельское самоуправление 
в современной России 
Сельское самоуправление в различных субъектах РФ осуществляется в рамках одной из трех моделей (территориальной, поселенческой или двухуровневой). В соответствии с этими моделями с позиций организации местного самоуправления существуют следующие типы сельских территорий:
     Очевидно, 
что возможности населения 
Важное место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры — города (особенно малые), рабочие поселки, крупные села. В них располагаются основные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры и т. п.). Они связывают в единый организм органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих поселков на сельской территории требует учета эффекта урбанизации и оттока сельских кадров в другие отрасли народного хозяйства, часто с невозможностью обратной адаптации к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы, как районного центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.
Органы местного самоуправления в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и ряда важных государственных функций. Согласно закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, принятом в 1995 году, к функциям органов местного самоуправления относились:
2.3. 
Перспективы развития 
самоуправления в 
сельской местности 
В 2003 году был принят, а с 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности (поселения и муниципальные районы), причем за каждым уровнем четко закрепляются свои вопросы местного значения, объекты муниципальной собственности и источники доходов.
     За 
сельскими поселениями 
     Из 
вопросов перспективного характера 
за сельскими поселениями 
Поселения будут самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты, устанавливать в соответствии с законом местные налоги и сборы, иметь в собственности необходимое муниципальное имущество.
При недостаточности собственной доходной базы органы местного самоуправления сельских поселений будут получать из районных (в отдельных случаях — из региональных) фондов финансовой поддержки поселений дотации, необходимые для достижения расчетного уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя.
На уровне муниципальных районов будет сосредоточено решение, в основном, задач межмуниципального характера, для чего необходимы специализированные объекты инфраструктуры, требующие значительных затрат на содержание: охрана общественного порядка, организация предоставления дошкольного, начального среднего общего и дополнительного образования (за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, возложенного на субъекты РФ), организация основных видов медицинской помощи, опека и попечительство и т. п. На муниципальные районы возлагается решение всех вопросов местного значения на межселенных территориях, в границах которых могут находиться малочисленные сельские населенные пункты, находящиеся в удаленных или труднодоступных местностях. Федеральными законами и законами субъектов РФ на муниципальные районы может быть возложено выполнение отдельных государственных полномочий.
     В 
собственности муниципальных 
Согласно Федеральному закону 2003 г., основные задачи в системе сельского самоуправления следующие:
3. Муниципальное регулирование экономики
в 
сельской местности. 
     3.1. 
Экономическая ситуация 
в аграрном секторе 
Экономическая деятельность имеет решающее значение для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.
По данным Всемирного банка, в 2004 г. Россия располагала 9 % сельскохозяйственных угодий мира при доле населения всего 2,4 %. Сельскохозяйственный потенциал России позволяет обеспечить собственные продовольственные потребности и успешно конкурировать по ряду позиций на мировых рынках. Развитие сельского хозяйства способствует также социальному контролю над территорией, сохранению исторически сложившихся агроландшафтов, экологическому благополучию природной среды, росту рекреационного потенциала территории, и т.д. Многие государства, в частности страны ЕЭС, реализуют у себя концепцию многофункционального сельского хозяйства, учитывающую перечисленные факторы.
Большинство сельскохозяйственных угодий России находятся в зоне рискованного земледелия с относительно низкими среднегодовыми температурами и недостаточной увлажненностью почвы. Это предполагает соблюдение особых требований к культуре хозяйствования в агропромышленном комплексе для формирования его конкурентных преимуществ. В условиях плановой экономики в основном были задействованы только экстенсивные факторы роста: вовлечение в оборот новых земель, увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, привлечение трудовых ресурсов из других отраслей народного хозяйства для выполнения сельскохозяйственных работ, а также экономические льготы.
В 1990-х гг. сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший экономический кризис, связанный со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой их на акционерные общества и другие формы хозяйствования, в т.ч. фермерского.
Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственного финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика во все большей степени стала превращаться в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом — деградирующие, убыточные.
     Большинство 
сельских товаропроизводителей продолжают 
накапливать долги и не имеют 
ресурсов не только для технологического 
обновления производства, но и для приостановки 
его дальнейшей деградации. После дефолта 
1998 г. в агропромышленном комплексе (АПК) 
начался экономический рост. Девальвация 
рубля позволила на время ослабить давление 
импорта продовольствия на отечественных 
товаропроизводителей и дала им возможность 
расширить и укрепить рыночные позиции. 
Доля финансово благополучных хозяйств 
стала расти, а нежизнеспособных — снижаться. 
Исчерпание этого резерва обусловливает 
необходимость более эффективного регулирования 
агропромышленного комплекса на государственном 
и муниципальном уровнях. 
3.2. 
Государственное регулирование 
АПК 
     Главные 
задачи государственного регулирования 
АПК — совершенствование 
Информация о работе Муниципальная социальная политика в сельской местности