Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......	3
1. Сельская  местность как объект муниципального  управления……….	5
2. Система  самоуправления в сельской местности………………………	7
  2.1. Исторические традиции сельского  самоуправления………………	7
  2.2. Сельское самоуправление в современной России………………..	10
  2.3. Перспективы развития самоуправления  в сельской местности….	13
3. Муниципальное  регулирование экономики в сельской  местности…..	16
  3.1. Экономическая ситуация в аграрном  секторе……………….......	16
  3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса	17
3.3. Роль  сельских органов местного самоуправления  в реализации аграрной политики…………………………………………………………	 
19
3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г…………………………………………….	 
20
4. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………………….	 
21
4.1. Современная  ситуация в системах жизнеобеспечения  сельских поселений …………………………………………………………………..	 
21
4.2. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений………………………………..........	 
23
4.3. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности…………………………………………………………………...	 
25
5. Муниципальная  социальная политика в сельской местности………...	27
  5.1. Современная ситуация в социальной  сфере сельских поселений.	27
5.2. Цели  и задачи муниципальной социальной  политики в сельской местности…………………………………………………………………..	 
29
5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………………………………….	 
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….	34
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….	36
СОДЕРЖАНИЕ: 
| ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 | 
| 1. Сельская 
  местность как объект | 5 | 
| 2. Система 
  самоуправления в сельской | 7 | 
| 2.1. 
  Исторические традиции | 7 | 
| 2.2. Сельское самоуправление в современной России……………….. | 10 | 
| 2.3. 
  Перспективы развития | 13 | 
| 3. Муниципальное 
  регулирование экономики в | 16 | 
| 3.1. 
  Экономическая ситуация в | 16 | 
| 3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса | 17 | 
| 3.3. Роль 
  сельских органов местного | 19 | 
| 3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г……………………………………………. | 20 | 
| 4. Муниципальное 
  регулирование планировки, застройки 
  и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………… | 21 | 
| 4.1. Современная 
  ситуация в системах | 21 | 
| 4.2. Деятельность 
  органов местного самоуправления в сфере 
  жизнеобеспечения сельских поселений………………………………......... | 23 | 
| 4.3. Государственная 
  поддержка жилищного строительства в 
  сельской местности……………………………………………………… | 25 | 
| 5. Муниципальная социальная политика в сельской местности………... | 27 | 
| 5.1. 
  Современная ситуация в | 27 | 
| 5.2. Цели 
  и задачи муниципальной | 29 | 
| 5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере…………………………………………………………. | 30 | 
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 34 | 
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. | 36 | 
ВВЕДЕНИЕ 
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
Между городскими и сельскими муниципальными образованиями существуют различия, обусловленные различием видов хозяйственной деятельности, формой расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности, к специфическим особенностям сельских поселений относятся:
Несмотря на то, что общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским, специфические особенности сельских поселений существенно влияют на систему местного управления в сельской местности.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей организации муниципального управления в сельской местности.
     Предметом 
исследования курсовой работы является 
деятельность органов местного самоуправления 
в сельской местности, объектом исследования 
– сельская местность как объект муниципального 
управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. 
Сельская местность 
как объект муниципального 
управления 
     Сельское 
поселение представляет собой сложную 
социально-экономическую систему, которая 
функционирует и развивается в рамках 
государственной и региональной стратегий 
социально-экономического развития, государственной 
и региональной политики, изменяющегося 
законодательства. Основные задачи муниципального 
управления в сельской местности показаны 
на рис.1. 
Рис 1. Основные 
задачи муниципального управления в 
сельской местности. 
Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства — продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.
Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.
     В 
результате резкого спада 
Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. чел.). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. чел. составляет 17 промилле, что на 16 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 г. уменьшилась на 285 тыс. чел. (5,9 %) и на начало 2001 г. составила 4,6 млн. чел. Существенно ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 г. удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56 %.
     В 
структуре сельского населения 
быстро увеличивается доля пожилых 
людей. Распространение алкоголизма 
как социального стандарта 
Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала.
     Значительная 
роль в решении этих задач принадлежит 
организации муниципального управления 
в сельской местности. 
2. 
Система самоуправления 
в сельской местности 
2.1. 
Исторические традиции 
сельского самоуправления 
Сельское самоуправление относится к числу исторических и культурных традиций российского общества. Неотъемлемыми атрибутами общинного (земского) самоуправления были демократические собрания, “сходы” (волостные, сельские и селянские), которые проводились под руководством выборного сельского старосты. Значительным влиянием пользовались “советы старейшин” — лиц с большим жизненным опытом и репутацией. В зависимости от практических задач самоуправления могли формироваться другие выборные органы (комиссии).
     Для 
решения практических организационных 
и хозяйственных задач 
     Для 
решения практических организационных 
и хозяйственных задач 
     Основные 
функции российской сельской общины 
показаны на рис.2. 
     Практически 
сельская община руководила всей жизнью 
крестьян, выступала перед 
Община, с одной стороны, была демократической организацией, сложившейся для удовлетворения коллективных потребностей сельских жителей, а с другой — официальной местной структурой, которую центральная власть использовала в своих целях. Конечно, цели государства и крестьян совпадали далеко не всегда, что характерно и для современного периода.
Анализ функционирования дореволюционной сельской общины обнаруживает следующие главные принципы, которыми она руководствовалась в своей деятельности, и элементы которых можно было бы внедрять в сельское самоуправление сегодня:
Эти принципы были неписаными законами общинной жизни. Альтернативу общине находила лишь немногочисленная часть крестьянства, занятая предпринимательством или продажей своей рабочей силы в городах.
     Долговечность 
и прочность российской общины объясняется 
тем, что она была рациональной социальной, 
хозяйственной и правовой организацией. 
Недостатки правового регулирования 
деятельности общины компенсировали и 
уравновешивали ее положительные, с 
точки зрения большинства крестьян, 
стороны — преобладание неформальных 
человеческих отношений между людьми, 
объединение и защита сельских жителей, 
сдерживание всех видов неравенства, обеспечение 
необходимыми средствами к жизни, стремление 
к самоуправлению. 
Информация о работе Муниципальная социальная политика в сельской местности