Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:16, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.
В задачи работы входит:
1.Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2.Изучить механизм управления муниципальной собственностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 2
1. Понятие и состав муниципальной собственности………………………………….. 4
2. Управление муниципальной собственностью…………………………………….....8
2.1. Полномочия органов местного самоуправления………………………………...…8
3. Защита прав муниципальной собственности …………………………………….....11
3.1 Система гражданско-правовых способов защиты права собственности………...12
3.2 Вещно-правовые способы защиты права собственности…………………………14
3.3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности…………….19
Заключение ………………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная .docx

— 48.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….  2  

 1. Понятие и состав муниципальной собственности………………………………….. 4

 2. Управление муниципальной собственностью…………………………………….....8

2.1. Полномочия органов местного самоуправления………………………………...…8

3. Защита прав муниципальной собственности …………………………………….....11

3.1 Система гражданско-правовых  способов защиты права собственности………...12

3.2 Вещно-правовые способы  защиты права собственности…………………………14

3.3 Иные гражданско-правовые способы защиты права собственности…………….19

Заключение ………………………………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление - это  основной базовый, самый наглядный  для населения элемент власти в стране. Это самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к  людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная. Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения  его в общественные процессы, которые  необходимы в любом демократическом  государстве. Согласно ст. 1 Федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная  собственность. Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в Конституции Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Гарантируя защиту права  собственности Гражданский кодекс РФ (глава 20) исходит из того, что  право собственности может быть нарушено как путем лишения собственника владения имуществом, так и иным способом. Вместе с тем, в вопросах управления муниципальной собственностью в России существует много проблем. Главным образом, они касаются разграничения  государственной собственности  между субъектами управления и  полномочий по формированию доходов от использования  объектов собственности, а также  методологии ценообразования на объекты муниципальной собственности.   

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования  муниципальной собственности в  Российской Федерации, а также способы  возникновения права муниципальной  собственности и приватизации муниципальной  собственности.

В задачи работы входит:     

1.Определить состав и  объекты муниципальной собственности  в РФ.     

2.Изучить механизм управления  муниципальной собственностью.    

Указанные вопросы изучаются  в контрольной работе на основе анализа действующих законов и иных нормативно-правовых актов. При рассмотрении данной темы широко и эффективно используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и состав муниципальной собственности.

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной собственностью». В настоящее время понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами. Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.     

Муниципальная собственность  не является разновидностью государственной  собственности. Статья 12 Конституции  РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной  собственности   муниципальные  образования.  То, что собственность  принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление. 

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать  их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются  незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета. В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона. 

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность  по обязательствам муниципальных образований, устанавливает также некоторые  отношения по поводу муниципальной  собственности между муниципальными образованиями и созданными ими  юридическими лицами при наступлении  ответственности. Муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  не отвечают по обязательствам созданных  юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные  муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Учитывая особую значимость земли и других природных ресурсов, обращение взыскания на эти ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.      

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных  актов. Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», Гражданский  кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также  нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности.

Реальное наличие такого перечня собственности создает  все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей  власти.

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное  образование это городское или  сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной  собственности являются города, муниципальные  округа и поселки.     

Объекты права муниципальной  собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:      

Во-первых:

    • имущество, составляющее муниципальную казну;
    • имущество, находящееся в оперативном управлении и                  хозяйственном ведении.      

Во-вторых:

    • движимое имущество;
    • недвижимое имущество;
    • имущественные права.   

Указанная классификация  может быть использована для создания реестра муниципальной собственности. Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.     

Более детально состав муниципальной  собственности определен в уставах  муниципальных образований. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление муниципальной собственностью

 

2.1 Полномочия органов местного самоуправления

 

 Статья 130 п. 1 Конституции  гласит, что местное самоуправление  обеспечивает владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации; осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, уставами муниципальных образований.

В настоящее время в  ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые  позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления. В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое. В целях повышения эффективности использования собственности осуществляется приватизация муниципальной собственности. Способы приватизации, предусмотрены Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества":

продажа муниципального имущества  на аукционе, в том числе акций  созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями; продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работниками; выкуп арендованного муниципального имущества; преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности; внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;     

отчуждение находящихся  в муниципальной собственности  акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных  обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.      

Можно заключить, что возможности  для создания и укрепления собственной  экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.     

Информация о работе Муниципальная собственность