Методы мотивации в практике современных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие роли мотивации и стимулирования труда в современных организациях.
Задачи:
1. Изучить методы мотивации труда в современных организациях.
2. Рассмотреть стадии процесса мотивации труда.
3. Проанализировать виды стимулирования труда.

Содержание

Введение 3
1. Мотивация и стимулирование работников на рынке труда 4
1.1. Роль мотивации и стимулирования на рынке труда 4
2. Мотивация труда как элемент управления персоналом 9
2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами 9
2.2. Стадии процесса мотивации 12
3. Система стимулирования 23
3.1. Понятие и сущность системы стимулирования 23
3.2. Виды стимулирования 26
3.3. Стимулирование труда на российских предприятиях 38
Заключение 42
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Методы мотиваций в практике современных организаций.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Ленинградский  Государственный Университет

им. А.С. Пушкина» 
 
 
 
 
 

ЗАПОЛЯРНЫЙ  ФИЛИАЛ 
 

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИИ 
 

Курсовая  работа № 1  

По  дисциплине: Государственное и муниципальное управление 

Тема: Методы мотивации в практике современных организаций 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ГР. 55-02 

 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «061100»

                       Государственное и муниципальное управление

                                                                                                                                                                               

                   
 

                        
 

Норильск 2011 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

     Введение 3

    1. Мотивация и стимулирование работников на рынке труда 4

      1.1. Роль мотивации и стимулирования  на рынке труда 4

    1. Мотивация труда как элемент управления персоналом 9

    2.1. Стратегия  управления человеческими ресурсами 9

    2.2. Стадии  процесса мотивации 12

    1. Система стимулирования 23

    3.1. Понятие  и сущность системы стимулирования 23

    3.2. Виды  стимулирования 26

    3.3. Стимулирование  труда на российских предприятиях 38

     Заключение 42

     Список  литературы 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Высокая мотивация персонала - это важнейшее  условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без  настроя работников на работу с высокой  отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

    Тема  моей курсовой работы: «Методы мотиваций в практике современных организаций».

    Целью моей курсовой работы является раскрытие  роли мотивации и стимулирования труда в современных организациях.

    Задачи:

  1. Изучить методы мотивации труда в современных организациях.
  2. Рассмотреть стадии процесса мотивации труда.
  3. Проанализировать виды стимулирования труда.

1. Мотивация и стимулирование работников на рынке труда

    1. Роль  мотивации и стимулирования на рынке  труда
 

    Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна  лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

          Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто  вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.

    Согласно  Маслоу (Рис.1), физиологические потребности  являются основополагающими для человека: они требуют своего удовлетворения в первую очередь. После удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения других людей. Следующая потребность - потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских  взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для  человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.  

 

Рис. 1 Пирамида потребностей Маслоу. 

    По  мере того как частично удовлетворяются  потребности на одном уровне, доминирующими  становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в  виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.

    На  основе приведенного классификатора потребностей может быть построена мотивационная модель (Таблица 1).

    Удовлетворение  своих потребностей, являющихся важнейшим  мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда. Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.  
 
 
 
 
 

Таблица 1

Мотивационная модель 

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация  своего потенциала, увеличение количества знаний
Уважение  к себе и признание со стороны  других. Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные  контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное  обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.
 

    На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это  работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

    На  рынке труда предприниматели  и трудящиеся ведут переговоры (коллективные или индивидуальные) по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

    Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для удовлетворения своих потребностей.

    Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте.  
 

    В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.

    После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресуется  не только теми, кто ищет работу, но и  занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.

    Особенность товара «труд» заключается также  в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств для удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

    Существенная  особенность товара труд заключается  также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует в создании благ.

    Основным  стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

    Обычно  под заработной платой понимают ставку заработной платы, т.е. цену, выплачиваемую  за использование единицы труда  в течение определенного времени. Различают номинальную и реальную заработную плату.  
 

    Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени.

Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.

    Цены  на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает.

Информация о работе Методы мотивации в практике современных организаций