Личностные профессиональные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

задачи:
- разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;
- выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;
- определить базовые основания личности социального работника;
- вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;
- опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Профессиональные черты социального работника
1.1 Профессиональные требования к социальному работнику…………..5
1.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы ……………………8
Глава 2. Личностные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы…………………………………13
2.2 Личность и профессия социального работника………………………...19
Заключение……………………………………………………………...………27
Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(личностные и прфессиональные качества соц.раб..doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<Личностные  профессиональные качества социального  работника>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Профессиональные  черты социального   работника

1.1  Профессиональные  требования к социальному   работнику…………..5

1.2 Этический кодекс  и стандарты социальной работы ……………………8

 Глава 2.  Личностные  черты социального   работника

2.1 Этические аспекты социальной  работы…………………………………13

2.2  Личность и профессия социального   работника………………………...19

Заключение……………………………………………………………...………27

Список использованной литературы…………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы связанна с тем, что человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы.

В связи с этим  социальная  защищенность человека, различных групп  и  сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря  социальной  политике  и  развитию государственных форм  социальной  помощи  и  поддержки. Все это приводит к активизации деятельности  социальных  служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам  профессиональной  подготовки  и  переподготовки квалифицированных специалистов,  социальных  работников.

В современных условиях происходят качественные изменения  и  в самом человеке, в его  потребностях, запросах; они приобретают  более индивидуально-личностную окраску  социокультурного, экономического, национально-этнического, материально-бытового характера. Это также подтверждает острую необходимость развития института социальной  работы  и подготовку  профессиональных  кадров, специалистов  социальной  сферы.

Социальная  работа, имея многовековую традицию в отечественном  и  мировом опыте, как специфический вид  профессиональной  деятельности, впервые у нас в России узаконена в 1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным  вопросам  и  Госкомитета по народному образованию была открыта специальность " социальная  работа".

С учетом этого и был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия  и  ведущие тенденции  профессионально-личностного  развития  социального работника? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – личностные и профессиональные качества социального работника.

Предмет исследования – условия профессионально-личностного  развития  социального   работника.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования предстояло решить следующие задачи:

- разработать  и  обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы  профессионально-личностного  развития  социального   работника;

- выявить сущностные  и  структурно-содержательные характеристики  социальной  работы как  профессиональной  деятельности;

- определить базовые основания личности  социального   работника;

- вскрыть  и  обосновать ведущие тенденции  и  педагогические условия  профессионально-личностного  развития  социального   работника;

- опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию  профессиональной  подготовки  и  повышению квалификации  социальных   работников.

Ведущая идея исследования - субъектное развитие и саморазвитие  социального работника в процессе его подготовки и профессиональной деятельности. 

Научная новизна  и  теоретическое значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных результатов заключает в себе решение крупной научной проблемы - педагогического управления  профессионально-личностным  развитием  социального   работника

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные возможности для педагогического управления профессионально-личностным развитием  социального работника в процессе его подготовки и профессионального  функционирования.

 

Глава 1.  Профессиональные  черты социального   работника.

 

 

1.1  Профессиональные  требования к социальному   работнику

 

Должность социального  работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает  содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и  опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

  1. диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
  2. прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
  3. правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
  4. организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
  5. предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
  6. социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
  7. социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
  8. психологическая - оказывает различные виды консультирования  и  коррекции межличностных отношений, способствует  социальной  адаптации личности, оказывает помощь в  социальной  реабилитации всем нуждающимся;
  9. социально-бытовая  - способствует в оказании необходимой помощи  и  поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям  и  т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
  10. коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия  и  понимания другого человека.

Специфика функций  социального   работника  предполагает органическое сочетание  личностных   и   профессиональных   качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу обязательных  качеств   и  умений  социального   работника отнесены:

  1. эмпатийность;
  2. психологическая компетентность;
  3. деликатность и тактичность;
  4. Человечность и гуманность, милосердие;
  5. организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
  6. высокая духовная культура и нравственность;
  7. социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
  8. умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
  9. направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
  10. учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
  11. стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

честность, моральная  чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений  с людьми и т.п.

 

1.2 Этический кодекс  и стандарты социальной  работы

 

Этический  и   профессиональный  кодекс  социального   работника  отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации  работников социальных  служб (22 мая 1994г) был принят  профессионально-этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Этические стандарты  социального работника.

Суммируя все вышесказанное, а также используя приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.

К главным его положениям относятся:

быть образцом личного  поведения, в работе руководствоваться  в первую очередь интересами клиента;

делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;

уважать частную жизнь  клиента и держать в тайне  всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

в отношениях с коллегами  быть доброжелательным, уважительным;

в процессе работы действовать  в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей  профессии;

служить своей профессией на благо окружающих.

К этическим стандартам  профессионального  общения  социального   работника  можно отнести следующее:

  1. социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
  2. социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
  3. социальный   работник  должен стремиться совершенствовать свои  профессиональные  знания  и  практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
  4. социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
  5. социальный   работник  не должен использовать  профессиональные  отношения для достижения личных целей;
  6. социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей; убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем; информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
  7. социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
  8. социальный   работник , анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с  профессиональной  целью  и  только с людьми, профессионально связанными с ними;
  9. информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.

Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:

  1. интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
  2. социальный   работник  должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя  профессиональные  навыки;
  3. недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
  4. не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками,  личностными  характеристиками, условиями, статусом;
  5. социальный   работник  должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях  и  обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
  6. следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
  7. социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
  8. социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
  9. социальному работнику не следует участвовать от имени своего клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Информация о работе Личностные профессиональные качества социального работника