Конституционно-правовой статус президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:05, реферат

Описание

Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.
Основы статуса Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент является главой государства. В конституционном пр

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ 5
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
3. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА 24
4. ОСНОВАНИЯ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
ПРЕЗИДЕНТА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Президент РФ 2012год.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   3

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ 5

2. ПОЛНОМОЧИЯ  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9

3. ПРАВОВЫЕ  АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА 24

4. ОСНОВАНИЯ  ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

 ПРЕЗИДЕНТА 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК  НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Президент как  государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая  своей деятельностью весь широкий  круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и  в структуре Конституции РФ, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.

Основы статуса  Президента Российской Федерации закреплены в ст. 80 Конституции РФ. Президент  является главой государства. В конституционном  праве понятие главы государства  точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа, тем, на кого возложена обязанность лично контролировать вопросы прав и свобод человека в государстве.

Логика построения новой Конституции РФ соответствует  принципу разделения властей, принятому  в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции  государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конституцией РФ предусмотрено  создание «иных» государственных органов, в числе которых Администрация  Президента Российской Федерации.

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике.

Актуальность работы обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной силой, задающей общий вектор работы всего государственного механизма. В силу этого правовое закрепление положения Президента Российской Федерации должно быть особенно тщательным.

Цель работы – анализ конституционно-правового статуса Президента РФ.

Задачи работы:

1. Определить конституционно-правовой статус президента РФ, его место в системе государственной власти;

2. Выявить его  полномочия как главы государства;

3. Рассмотреть  основания прекращения его полномочий.

 

 

 

 

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ПРЕЗИДЕНТА  РФ

 

Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной  власти являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и 2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

Второй признак, хотя и является производным, но имеет  самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции  гл. 4, посвященной Президенту.

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации  является главой государства.

В ранее действовавшей  Конституции устанавливалось, что  Президент является высшим должностным  лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано  объективными причинами1. Прежде всего этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира2. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований  трактовать президентскую власть как  стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции  РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного  правителя. Они заключаются в  ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает  в обобщенной форме связанные  с этим функции. Они касаются основ  жизнедеятельности государства  и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации3.

В установленном  Конституцией порядке Президент  принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении  этих функций Президент может  использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится  и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений4.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое  занимает в ныне действующей Конституции  глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

 Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов. Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

 

2. ПОЛНОМОЧИЯ  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Президент в  соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны  государственной деятельности, их можно  обобщить по следующим сферам5. Полномочия, связанные с:

1) формированием  федеральных органов государственной  власти;

2) участием в  законотворчестве;

3) функционированием  исполнительных органов государственной  власти;

4) обеспечением  осуществления полномочий федеральной  государственной власти на всей территории Российской Федерации;

5) внешней политикой  и обороной;

6) иными сферами  государственной деятельности.

Рассмотрим  эти основные сферы полномочий Президента.

1. Важное значение  имеют полномочия Президента, связанные  с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.

Значительный  объем такого рода полномочий Президента обусловлен следующими причинами:

1) поскольку  путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенным влиянием на формирование федеральных органов государственной власти;

2) составляющий  одну из основ конституционного  строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

3) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как  именно эти органы практически реализуют  программу Президента. Президент  назначает Председателя Правительства  РФ с согласия Государственной Думы, назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства, своим Указом устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти6.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

Подобный порядок  формирования федеральных органов  государственной власти должен явиться  гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.

Информация о работе Конституционно-правовой статус президента