Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
1. Изучить научную литературу, рассматривающую понятие избирательного процесса и его правовое регулирование;
2. Рассмотреть изменения в избирательном процессе;
3. Провести анализ и структурирование полученных знаний.
4. На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

Нач. Работа.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

    Проведение  выборов Президента РФ, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается

      Решение, принятое на референдуме  Российской Федерации, является  общеобязательным и не нуждается  в дополнительном утверждении.  Это решение действует на всей  территории Российской Федерации  и может быть отменено или изменению не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме, необходимо издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме определить срок подготовки данного правового акта.

    На референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

    а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

    б) о формировании состава органов  государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления;

    в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных  лиц;

    г) о принятии или об изменении  бюджета, исполнении, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

    д) о принятии чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и  безопасности населения.

    На  референдум субъекта Российской федерации  не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, на местный референдум — вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. 

9 Последствия несоблюдения  сроков в избирательном  процессе

     Несоблюдение  сроков избирательных действий может  деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

     Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.23

     Под юридической ответственностью в  публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.24

     В ходе каждой избирательной кампании возникают избирательные споры, разрешаемые как в административном, так и в судебном порядке. Во многих судебных разбирательствах в первой и кассационной инстанциях принимает участие прокурор.25 Органами прокуратуры в порядке реализации полномочий, предоставленных ст. ст. 26 - 28 Закона о прокуратуре, за последние полтора года выявлено и пресечено более 4 тыс. нарушений избирательного законодательства. По инициативе прокуроров отменено свыше 800 незаконных правовых актов.

     Юридически  избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов, принимаемого уполномоченным органом или должностным лицом.

     Назначение  выборов в строго установленные сроки - обязанность уполномоченных органов и должностных лиц. Отсчет этих сроков начинается с момента прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц. Изменение срока их полномочий не допускается. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установленный срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избираемых депутатов не может быть более 5 лет.

     Попытки продлить в директивном порядке  срок полномочий таких органов и  должностных лиц прокуроры обязаны  решительно пресекать, так как это  ущемляет право граждан непосредственно  участвовать в формировании органов власти. Властными полномочиями на строго определенный срок соответствующие органы и должностные лица могут быть наделены только в результате волеизъявления населения.

     Прокуроры должны во всех случаях опротестовывать  нормативные акты субъектов Федерации  об изменении сроков полномочий выборных органов или избранных депутатов. В случае, когда такой акт еще не принят, но орган государственной власти готовится к его обсуждению, следует шире использовать объявление предостережения должностным лицам, от которых исходит инициатива изменения сроков полномочий выборных органов и должностных лиц.

     Вместе  с тем никто не спорит, что в  принципе в будущем возможно принятие актов, направленных на изменение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц. Во всех случаях эти акты должны применяться лишь после истечения сроков полномочий выборного органа власти или должностного лица.

     Из  содержания ст. ст. 8 и 10 Закона об основных гарантиях следует, что обязанность  назначения выборов обусловлена  не только истечением срока полномочий действующих властных органов или избранных депутатов, но и досрочным прекращением их полномочий.

     Федеральный закон "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" содержит по этому вопросу целый ряд новелл. В частности, конкретизирована ситуация с назначением досрочных выборов в случае прекращения полномочий законодательного (представительного) или высшего должностного лица субъекта Федерации по причине самороспуска первого, отставки по собственному желанию второго, а также роспуска представительного органа власти в случае отказа с его стороны выполнить судебное решение об отмене незаконного правового акта, проявления недоверия высшему должностному лицу субъекта Федерации со стороны представительного органа и т.д. (ст. ст. 9 и 19). В этом случае назначаются новые выборы, которые проводятся не позднее 6 месяцев после прекращения полномочий перечисленных органов и должностных лиц. Введение этой нормы предоставляет прокурорам возможность широко информировать органы, от которых зависит принудительное прекращение полномочий, о фактах злостного невыполнения требований законодательства региональным депутатским корпусом или выборным должностным лицом.

     Как быть, когда уполномоченные органы и должностные лица не выполняют обязанностей по назначению даты выборов?

      Некоторые прокуроры стремятся воздействовать путем внесения представлений, объявления предостережений в целях побудить эти органы или должностных лиц отказаться от бездействия, подключая к этому избирательные комиссии, которые при указанных обстоятельствах получают право самостоятельно решать вопросы о назначении даты выборов (ст. 10 Закона об основных гарантиях). Это помогает, но далеко не всегда.26                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        В соответствии со ст. 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Эта норма основывается на положениях ст. 46 Конституции РФ.

     Необходимо  знать, что суд вправе только определить вопрос о назначении даты выборов и никоим образом неправомочен самостоятельно определять структуру выборных органов, их вид и состав.

 
 
 
 

 

      Заключение

     Подводя итоги проведенной работы можно  сделать следующие выводы:

  1. Избирательный процесс – это довольно сложная структура, которая включает в себя процесс подготовки и проведения выборов, подсчет голосов и проведение других процедур, непосредственно связанных с выборами.
  2. Правовое регулирование избирательного процесса непосредственно выражается в законах, которые складывались постепенно и которые претерпели за достаточно короткое время множество изменений. Современный гражданин Российской Федерации обязан знать изменения в законодательстве, чтобы наиболее полно реализовывать свое избирательное право.
  3. Существуют различия между правовым регулированием выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов в Законодательное Собрание Субъектов федерации и представителей в местные органы власти. Это обуславливается различием в компетенции этих выборных лиц. Но все эти правовые нормы обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации.
  4. Помимо правового регулирования выборах необходимо и правовое регулирования референдума, который как и выборы является одним из структурных элементов реализации демократии.    
  5. Несоблюдение сроков избирательного процесса влечет определенные последствия, которые подлежат наказанию, а каким будет это наказание (уголовным или административным) будет зависеть от степени общественной опасности.

   Таким образом, цель работы достигнута и, надеюсь, эта работа поможет людям правильно реализовывать свое избирательное право, как активное, так и пассивное.   

Информация о работе Избирательный процесс в РФ