Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
1. Изучить научную литературу, рассматривающую понятие избирательного процесса и его правовое регулирование;
2. Рассмотреть изменения в избирательном процессе;
3. Провести анализ и структурирование полученных знаний.
4. На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

Нач. Работа.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     Совсем  недавно произошло еще одно изменение  в избирательном законодательстве, а именно: 1 августа вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2009 года №203-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Этим законом предусматривается отмена правила, согласно которому партия, набравшая на выборах менее 3 процентов голосов, автоматически становилась должником за использованные ею эфирное время, печатную площадь, которые в силу закона она могла бесплатно использовать в ходе своей предвыборной агитационной кампании.

     Таким образом, по сути, партия, вступая в избирательную кампанию, становилась перед дилеммой: использовать бесплатное эфирное время и тем самым рисковать своим финансовым состоянием в ближайшем будущем либо заведомо отказаться от возможностей бесплатного эфира, дабы не подвергать себя финансовому риску. Теперь законодатель не требует от партий такого сложного выбора.

     Хотелось бы обратить внимание, в первую очередь на то, что на выборах депутатов Государственной Думы не только бесплатное эфирное время, но и бесплатная печатная площадь должны будут распределяться на жеребьевках, проводимых избирательными комиссиями. Это дает большие гарантии политическим партиям в использовании всех возможностей, предоставляемых им для предвыборной агитации. Ранее такие жеребьевки предусматривались только в отношении бесплатного эфирного времен.

     На  этих же жеребьевках будут распределяться и те объемы платного эфирного времени, платной печатной площади, которые захотят выкупить партии, которым не причитается получение соответствующих услуг безвозмездно.

     Все это потребует определенной подготовительной работы, в том числе подготовки новых методических материалов ЦИК России.

     Во-вторых, законодатель не изменил прежний  порядок предоставления бесплатных эфирного времени и печатной площади: они предоставляются на основе договоров. Формы, содержание этих договоров необходимо продумать организациям СМИ, в том числе учесть экспертное мнение партий, предложения избирательных комиссий. 9

     Федеральным законом от 19.07.2009 № 203-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» предусмотрено непредоставление бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в следующих случаях:

      1) политической партии, выдвинувшей  зарегистрированного кандидата, если на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации кандидат, выдвинутый этой политической партией, получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

      2) политической партии, выдвинувшей  зарегистрированного кандидата, если она является правопреемником политической партии, выдвинувшей кандидата, который на ближайших предыдущих выборах Президента Российской Федерации получил менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

      3) зарегистрированному кандидату,  выдвинутому политической партией, указанной в подпункте 1 или 2 настоящего пункта."10

      Таким образом, мы изучили  изменения в  избирательном процессе, которые  происходили в сложный для России период, а именно: распад старой советской структуры избирательного законодательства, которое существовало формально, и становления совершенно нового – демократического. Как видно, в этот период, а точнее в конце XX века, российская власть шла путем проб и ошибок. Это доказывает тот факт, что подчас в один и тот же закон поправки вносились очень часто. Многое в нашем избирательном процессе взято из опыта зарубежных стран, однако все равно в российском избирательном процессе существуют только ей присущие черты.

 

       3 Правовое регулирование  избирательного процесса  при выборах Президента Российской Федерации

     Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

     Законодательство  о выборах Президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 2005 г.).

     Согласно  Конституции, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

     Не  имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Также не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

     Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

     Подготовка  и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии.

     Граждане  Российской Федерации, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

     Финансирование  мероприятий, связанных с подготовкой  и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют:

     · Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

     · избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации;

     · территориальные избирательные  комиссии - районные, городские и  другие территориальные избирательные  комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;

     · участковые избирательные комиссии.

     Статья 23 Закона о выборах Президента РФ гарантирует гласность в деятельности избирательных комиссий. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

     Каждый  гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

     Таким образом, можно сделать вывод, что система законодательства, регламентирующая порядок выборов Президента РФ, обеспечивает реализацию избирательных прав граждан в полном объеме, но в то же время позволяет избрать на должность Президента человека, который пользуется заслуженным авторитетом у всего российского общества.

     Первый  президент России Б.Н. Ельцин был избран 12 июня 1991 г. путем прямых выборов, одержав убедительную победу в первом туре, получив действительно всенародную поддержку. Это были первые в истории России действительно демократические выборы Главы государства, что имело огромное политическое и историческое значение.

     Россия 12 декабря 1993 г. приняла новую Конституцию, в которой был регламентирован ныне действующий порядок выборов Президента России.

     Действующая Конституция России не предусматривает ограничений в максимальном возрасте для участия в качестве кандидата, в отличие от предыдущей Конституции, по которой устанавливалось ограничение по возрастному цензу – 65 лет. Оно было обусловлено тем, что соответствующая норма вносилась в то время, когда были еще свежи воспоминания о престарелых генеральных секретарях ЦК КПСС, и потому общественное мнение было склонно к законодательному ограничению возможности пребывания у власти пожилых людей. Со временем этот синдром стал затихать, тем более, что мировой опыт свидетельствует о том, что главное - не возраст, а демократический механизм замещения соответствующей должности и наличие правовых рамок деятельности - компетенции должностного лица.11

     Конституция, устанавливая общие принципы и условия  избрания на президентскую должность, оставляет регулирование порядка избрания Президента Российской Федерации за федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации".

     Для обеспечения демократического характера  замещения должности Президента Российской Федерации огромное значение имеет регулирование сроков каждого этапа сложного процесса передачи или возобновления президентской легислатуры. Поэтому в этом Законе строго установлены не только сроки государственного подтверждения (удостоверения) факта избрания того или иного кандидата Президентом страны, но и срок вступления вновь избранного Президента в должность.

     Заметим, что это уже третий закон с  тем же названием. Первый был принят в 1995 году, второй в 1999 году.

     Наиболее  существенные новеллы касаются субъектов права выдвижения кандидатов в Президенты страны. Так, теперь на первое место среди субъектов выдвижения кандидатов поставлены политические партии и образуемые на их основе избирательные блоки. Новый Закон вводит также ограничения на состав избирательных блоков, выдвигающих и поддерживающих кандидатов в Президенты. Ранее кандидат в Президенты РФ выдвигался инициативной группой. Действующий закон о выборах Президента РФ ликвидирует отныне возможность выдвижения кандидатов в Президенты инициативными группами избирателей, заменяя это институтом самовыдвижения кандидата, но одновременно усложняя возможности для такого способа выдвижения.

     Названные изменения и дополнения укладываются в логику общего движения к созданию системы нормальной политической конкуренции, призванной, в свою очередь, сформировать механизм политической ответственности. Однако этот процесс находится еще далеко от завершения, т.к. в России популистские политические движения ушли с политической арены, а серьезные политические партии, которые могут составить достойную конкуренцию «Единой России» не сформировались, т.к. этому  препятствуют амбиции различных политических деятелей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4 Правовое регулирование избирательного процесса при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

     Законодательство  о выборах депутатов Государственной  Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Информация о работе Избирательный процесс в РФ