Избирательный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия избирательного процесса и его правовое регулирование, а для того, чтобы лучше это усвоить необходимо, рассмотреть изменения в избирательном процессе.
В задачи работы входит:
1. Изучить научную литературу, рассматривающую понятие избирательного процесса и его правовое регулирование;
2. Рассмотреть изменения в избирательном процессе;
3. Провести анализ и структурирование полученных знаний.
4. На основе проведенной работы сделать соответствующие выводы.

Работа состоит из  1 файл

Нач. Работа.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     В основе правового статуса избирательных  комиссий лежит принцип независимости  органов, осуществляющих организацию  и проведение выборов.19 При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Особо следует подчеркнуть, что ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ на законодательном уровне охарактеризованы в качестве государственных, органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти. Однако вряд ли в этом стоит усматривать формирование новой ветви государственной власти, дополняющей законодательную, исполнительную и судебную власть. По мнению Ю.А. Веденеева и В.В. Смирнова, в механизме разделения властей в его российской варианте должно быть найдено место для избирательной власти, через которую в первую очередь реализует свой суверенитет гражданское общество, которая выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического господства и управления.20 И хотя примеры добавления к классической триаде ветви избирательной власти уже имеется в конституциях некоторых стран Латинской Америки21, представляется, по крайней мере, преждевременным ратовать за аналогичные новации в российских условиях. Более того, нельзя не согласиться с В. Пастуховым в том, что в перспективе система избирательных органов в России неизбежно должна эволюционировать в государственно-общественный институт, исключающий претензии на статус особой ветви государственной власти. В противном случае весьма реальной будет вероятность того, что держателем крупного суверенитета гражданского общества в процессе организации и проведения выборов окажутся органы, находящиеся в монопольном ведении государственного аппарата и склонные вследствие этого к бюрократизации электоральной деятельности, что в свою очередь, чревато серьезными деформациями демократического избирательного процесса.

     В статье 20 Федерального закона об основных гарантиях представлен полный перечень видов избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. К ним относится: ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

     Систему избирательных комиссий в РФ возглавляет - ЦИК России. Она действует на постоянной основе и является юридическим лицом, осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в соответствии с существующим законодательством.

     Избирательные комиссии субъектов РФ - координируют деятельность избирательных комиссий на территории соответствующего субъекта РФ, обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам.

     Избирательные комиссии муниципальных образований - обеспечивают на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления.

     Окружные  избирательные комиссии - контролируют исполнение законов о выборах депутатов на территории соответствующего округа, координируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий и т.д.

     Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.) - координируют работу участковых избирательных комиссий и осуществляют иные полномочия.

     Участковые  избирательные комиссии - информируют население о своем местонахождении, времени работы, а также о дне и месте голосования, уточняют список избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосования, информируют избирателей о кандидатах, списках кандидатов и т.п.

     Таким образом, на избирательные комиссии возлагается основная работа по организации  и проведению выборов. Именно они осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан, распределяют средства, выделенные на финансовое обеспечение выборов и контролируют их целевое использование, составляют списки избирателей, регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, утверждают тексты бюллетеней для голосования и обеспечивают их изготовление, контролируют соблюдение равных правовых условий участия избирателей и кандидатов в предвыборной агитации, решают материально-технические вопросы подготовки и проведения голосования, определяют итоги выборов и доводят их до сведения избирателей, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством22. При этом решения избирательных комиссий, принятых в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами.

     Для обеспечения работы территориальных  комиссий на постоянной основе необходима не только значительная финансовая база, но и новый уровень профессиональной подготовки членов комиссий. В соответствии с законом на территориальные комиссии возлагается ответственность за организацию деятельности участков избирательных комиссий.

     В основу формирования избирательных  комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Так, из 15 членов ЦИК назначаются в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Федерации от 18.02.99 г. № 52-СФ «О порядке формирования Советом Федерации ФС РФ списков кандидатур для назначения на должность членов ЦИК РФ», в соответствии, с которым формируется 5 списков кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, по следующим группам: 1 - Северо-запад, 2 - Центр, 3 - Юг, 4 - Урал и Западная Сибирь, 5 - Восточная Сибирь и Дальний Восток.

     Таким образом, избирательные комиссии играют решающую роль в организации и  проведении выборов на всех уровнях. Принимая во внимание то обстоятельство, что избирательные комиссии представляют собой обязательный субъект избирательных кампаний, от которого напрямую зависит функционирование организационно-правового механизма выборов, следует признать, что вопросы развития их правового статуса нуждаются в постоянном внимании со стороны юридической науки и законодательной практики.

 

8 Правовое регулирование  референдума

    В мировой практике референдум — это  осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Референдум - это один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражается в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственно и общественной жизни. Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях. Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

    В соответствии с действующим законодательством  таковых референдума три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской Федерации.

      В декабре 1993 г. референдум  был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как своеобразный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.

      Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона «О референдуме». 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации”. Согласно этому закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум регулируется также Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 19 сентября 1997 г. На сегодняшний день вопросы о референдуме регулируется Федеральным законом от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

      Законом регламентируется характер  вопросов, выносимых на референдум. Так, на референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на референдум. Среди них вопросы:

    1) изменения статуса субъектов  РФ;

    2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов;

    3) принятия и изменения федерального  бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

    4) введения, изменения и отмены  федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их  уплаты;

    5) принятия чрезвычайных и срочных  мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    6) амнистии и помилования.

      Вопросы, выносимые на референдум  Российской Федерации, не должны  ограничивать или отменять общепризнанные  права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

      Референдум не проводится в  условиях военного или чрезвычайного  положения, введенного на всей  территории Российской Федерации,  а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

      Законом регламентируется характер  вопросов, выносимых на референдум. Практически общими являются основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме — не случайно они закреплены в одном федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    В референдуме имеет право участвовать  каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всеми правами на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Инициатива  проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

    1) не менее чем двум миллионам  граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

    2) Конституционному Собранию в  случае, предусмотренном ч. З ст. 135 Конституции РФ.

    В соответствии с Конституцией РФ, Конституционное  собрание вправе вынести на референдум проект новой Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

    Референдум  Российской Федерации назначает  Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент  в течение 10 дней со дня поступления  к нему документов направляет их в  Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. Если признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом, прекращаются. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования, а также по решению собрания (схода) участников референдума.

Информация о работе Избирательный процесс в РФ