Государство и местное самоуправление как институты развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание

Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление"

Работа состоит из  1 файл

основы мун.управления.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

Наибольшее распространение получила первая позиция, заключающаяся в  том, что "в период кризиса государственной власти эта власть укрепляется прежде всего тем, что часть своих полномочий "сбрасывает" на нижний уровень власти, оставляя за собой лишь те, которые являются наиболее важными для обеспечения ее жизнедеятельности: контроль за соблюдением законов, поддержание и охрана правопорядка, управление госдарственными финансами, национальная безопасность (включая развитие промышленности и стратегических технологий), международные отношения и т. д." [42].

Высказывается мнение (В. Лапин и  др.), что местное самоуправление не является альтернативой сильной  государственной власти, а как  раз напротив — в своем развитом виде оно составляет признак сильного государства. В период государственных кризисов оно берет на себя вопросы жизнеобеспечения на локальном уровне и тем самым способствует сохранению и укреплению государства. Что касается периода между кризисами, то здесь местное самоуправление играет стабилизирующую роль в развитии государства, осуществляя решение вопросов жизнеобеспечения и являясь фактором, предупреждающим и снимающим социальное напряжение в обществе.

Широко распространено мнение, что  государство без местного самоуправления является неустойчивой структурой. Длительное подавление этого института приводит к кризисам государственности. Необходимым условием устойчивого развития государства является наличие местного самоуправления.

Для России институт местного самоуправления играет значительно более важную роль, чем в большинстве зарубежных моделей государственного устройства. В современном европейском понимании местное самоуправление рассматривается как определенная гарантия демократического режима. Европейская Хартия местного самоуправления предусматривает, что "органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя".

"Для России местное самоуправление  — это не только дань демократии, это еще и неотъемлемый атрибут  сложных экономических отношений  — отношений различных форм собственности и их субъектов. Другими словами, становление рыночных отношений и развитие местного самоуправления являются в значительной степени взаимообусловленными процессами. Реализация современных принципов организации местного самоуправления на основе традиций российской муниципальной школы не только гарантирует становление и развитие демократических позиций в российском обществе, но и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие страны. Другими словами, экономический потенциал муниципальных образований должен состоять из значительной части экономического потенциала всей России" [43].

В современных условиях России местное самоуправление способствует укреплению территориальной целостности государства путем участия населения в развитии горизонтальных экономических связей. Оно также способствует развитию приграничного сотрудничества государств, решению других геополитических задач.

Для Российской Федерации введение местного самоуправления на принципах  Конституции является прогрессивным  явлением, выгодным со многих точек  зрения. Полагаем, что одной из центральных  задач государственного строительства  является не только формирование института местного самоуправления, но и установление системы сдержек и противовесов между различными уровнями власти, обеспечивающих гарантии местного самоуправления, в том числе гарантии государства в отношении процесса осуществления местного самоуправления. Только это может обеспечить и гарантировать устойчивое развитие всех властных структур, в том числе государственных.

Местное самоуправление, возникшее  в глубокой, догосударственной истории  человечества, не случайно получает широкое  развитие в XIX в., когда идеи демократии овладевают обществом, когда выдвигаются на первый план понятия правового государства, приоритета прав человека, связанности государства правовым законом, его справедливости, индивидуальности и гуманизма.

Россия после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности  — соединении в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества.

Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального  государства, высшая ценность которого — человек, его права и свободы.

Местное самоуправление выступает посредником в реализации нерешенной проблемы государственной политики, государственной функции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Идея местного самоуправления, самоуправления вообще призвана снимать политическое отчуждение государства от общества — проблему, существующую в веках, с момента возникновения государства, и не сгладившую свою остроту в наши дни.

Местное самоуправление приучает людей  к ответственности и поэтому  способствует преодолению традиционного  российского патернализма, способствует формированию гражданской политической культуры и нового типа личности — активной, инициативной, не уповающей целиком на государство; личности, в большей степени приверженной ценностям свободы.

Термин "самоуправление" обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей:

  • ко всему обществу — общественное самоуправление, или самоуправление народа;
  • к отдельным регионам или объектам — местное самоуправление;
  • к управлению производством — производственное самоуправление.

В наше время многие принципы самоуправления получили развитие в идеологии "зеленых", социалистов и некоторых других общественных движений. Хотя идеал безгосударственного управления обществом нигде и никогда не был реализован, многие самоуправленческие идеи практически пытаются воплотить в демократических политических системах. В научной литературе имеются разнообразные аргументы как в пользу самоуправления, так и против него. Оно позволяет всем членам общества или отдельного объединения наиболее полно выражать свою волю и интересы, преодолевать отчуждение, эффективно бороться с бюрократизмом, способствует общественной самореализации личности. В то же время широкое непосредственное участие в управлении недостаточно компетентных и не несущих за это институциональной ответственности людей противоречит закону общественного разделения труда, снижает эффективность управления, затрудняет рационализацию производства, особенно связанную с сокращением излишней рабочей силы. Оно может привести к "проеданию" инвестиций, преобладанию краткосрочных, сиюминутных интересов над интересами долгосрочными, перспективными [44].

Для общества всегда важно найти  оптимальную меру сочетания самоуправления и профессионального управления.

Сегодня практика государственного строительства  обозначила важность проблем управления, в круг которых в последнее  время вошли вопросы местного самоуправления. Главная задача —  обосновать политическую целесообразность мер, реализация которых позволит более результативно организовать структуру и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она является ключевой для современного состояния развития российского общества.

Одной из важнейших проблем развития российской государственности на современном  этапе является реформа местного самоуправления. В современных условиях государство не рассматривается  в качестве органа постоянно централизованной власти [45]. Современное демократическое устройство обусловливает самоорганизацию и саморазвитие каждого территориального образования, как и государства в целом.

Речь идет о том, чтобы рассматривать  государство как систему управления, с учетом его подсистем, на всех уровнях, не отделяя и подсистемы общественного "самоопределения.

Государство — это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические  и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Самоуправление в политологии  рассматривается как тип управления, при котором объект и субъект  управления совпадают. Самоуправление, по мнению политологов, основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционно рассматривается альтернативой государственному управлению.

Местное самоуправление — важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно институированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (неузурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).

Роль местного самоуправления в  становлении демократического правового  социального государства и формировании институтов гражданского общества сегодня общепризнана. Практически все согласны с утверждением его государственно-правовой природы.

Местное самоуправление занимает определенное место в разделении властей по вертикали, системе сдержек и  противовесов в этой структуре. И было бы достаточно упрощенно полагать, что ему принадлежит самый нижний ярус в структуре власти современного государства.

На фундаменте местного самоуправления может быть выстроена публично-властная вертикаль как федерального, так  и регионального (субъектов Федерации) значения. Важное предназначение местного самоуправления в современных условиях — "цементировать" государственную систему управления Российского федеративного государства, укреплять российскую государственность.

Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.

Сказанное предопределяет важность вопроса о законодательном урегулировании порядка и основных принципов наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

При наличии продуманной системы  государственно-правовых взаимоотношений  речь может идти о том, чтобы рассматривать органы местного самоуправления в качестве политико-правовой основы федеративного государства. Это отвечает сложившейся мировой практике, исследователи которой отмечают, что современная практика взаимоотношений между Центром и местными органами самоуправления показывает, что последние приблизились к статусу местного центрального правительства[46].

Роль местного самоуправления как  стабилизирующего фактора в кризисные периоды развития государственности можно проследить на всем протяжении истории русской государственности.

Становление России как единой и  великой державы, особенно в кризисные  периоды, отчетливо показывает тенденцию  становления и развития местного самоуправления. В периоды разобщенности Российского государства самоуправление было одним из инструментов управления. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния Центра и провинции [47].

Местное самоуправление есть особая подсистема публичного управления, обладающая известной самостоятельностью в  отношениях с центральной государственной  администрацией и ее непосредственными  представителями на местах.

Не случайно в центр внимания Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления поставлен вопрос о постепенном переходе от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов по самостоятельному решению вопросов местного значения.

Развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Информация о работе Государство и местное самоуправление как институты развития общества