Формы непосредственного осуществления местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать понятие формам местного самоуправления, рассмотреть непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления, изучить их правовую основу и процесс их непосредственной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. местное самоуправление………………………………….4
1.1. Понятие форм местного самоуправления………………………………..4
Глава 2. непосредственные формы местного самоуправления…………………………………………………………5
2.1. местный референдум……………………………………………………...5
2.2. Муниципальные выборы…………………………………………………12
2.3. Собрания (сходы) граждан……………………………………………….16
2.4. Народная правотворческая инициатива…………………………………18
2.5. Обращения граждан в органы местного самоуправления……………...20
2.6. Территориальное общественное самоуправление……………………....23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

местное самоуправление.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

 а  также для заслушивания отчета  руководителей выборных органов или должностных лиц местного самоуправления, депутата, избранного по данному избирательному округу, такое собрание может быть созвано инициативной группой граждан в составе не менее 50 % от числа проживающих на данной территории.

  Право участия в собраниях (сходах) имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Некоторые уставы муниципальных образований допускают участие в собрании (сходе) жителей, достигших 16-летнего возраста. Собрание считается правомочным, “ели в нем принимают участие жители большинства квартир, домов, подъездов, улиц или большинство граждан поселка. Решение принимается большинством голосов присутствующих.

Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициаторами проведения собрания и  утверждаются его участниками. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.

Собрания (сходы) граждан осуществляют следующие  функции и полномочия:

— обсуждение вопросов жизни муниципального образования, отдельной его территории, проектов отдельных решений органов и должностных лиц местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления;

— инициирование  предложений, в том числе проектов нормативных правовых актов местного самоуправления, направляемых в органы местного самоуправления, предложений иным органам, предприятиям, организациям, учреждениям и должностным лицам;

— рассмотрение сообщений и отчетов о работе депутатов, должностных лиц местной  администрации;

— решение  вопросов о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилищного фонда, охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся;

— принятие решений о создании и избрании органов территориального общественного  самоуправления, утверждении уставов (положений) о них, одобрении программы деятельности данных органов, использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении данных органов; заслушивание и утверждение отчетов этих органов;

— решение  вопросов о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды;

— рассмотрение иных вопросов, предусмотренных законом  субъекта Российской Федерации, уставом  муниципального образования.

2.4. Народная правотворческая инициатива

  Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на народную правотворческую инициативу по вопросам местного значения. Внесенные населением в порядке осуществления правотворческой инициативы проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании органа местного самоуправления с участием представителей населения. Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Например, Устав г. Ярославля, закрепляя право граждан на правотворческую инициативу в ст. 45 указывает, что «граждане имеют право на правотворческую инициативу по вопросам городского значения в порядке, установленном муниципалитетом города. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Численность инициативной группы должна быть не менее 1 процента от числа жителей города, обладающих избирательным правом. 
Проекты муниципальных правовых актов, внесенные в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами городского самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения, с участием представителей инициативной группы. В случае если принятие правового акта относится к компетенции муниципалитета города, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании муниципалитета города. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан и официально опубликовано (обнародовано)».

Также  для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города могут проводиться публичные слушания (ст. 46 Устава). Публичные слушания могут проводиться по инициативе населения, муниципалитета города или мэра города. 
  Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или муниципалитета города, назначаются муниципалитетом города, а по инициативе мэра города - мэром города. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект  Устава города, а также проект  решения муниципалитета о внесении изменений в Устав города;

2) проект  бюджета города и отчет о  его исполнении; 
3) проекты планов и программ развития города, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы  о преобразовании муниципального  образования. 
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется муниципалитетом города в соответствии с федеральным законом.  
 

2.5. Обращения граждан в органы местного самоуправления

В соответствии с конституционным правом граждане Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции Российской Федерации). Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 26).

Органы  и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений  граждан в течение одного месяца. Федеральными и региональными законами может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на такие обращения.

   Более конкретно эти вопросы регулируются законами субъектов Российской Федерации. Например, Закон Ярославской области «Об обращениях граждан»  (от 17 февраля 2004 года) устанавливает правовые и организационные основы порядка рассмотрения таких обращений. В числе других вопросов Закон определяет права граждан обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и к должностным лицам указанных органов (ст.1 Закона).  Обращение может быть личным и в письменной форме.

 Обращение  гражданина, изложенное в письменной  форме, должно содержать:

- наименование  органа или должностного лица, которым направляется обращение;

- изложение  существа обращения;

- фамилию,  имя, отчество и данные о месте жительства гражданина;

- дату  и личную подпись.

 Обращение  гражданина, не содержащее сведений  о его фамилии, месте жительства  и личной подписи, признается анонимным и не подлежит рассмотрению. Не подлежат рассмотрению также обращения, в которых содержатся неприличные, оскорбительные выражения.

         Установлены также обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления:

- рассмотреть  обращение по существу в установленные настоящим Законом сроки;

- принять  обоснованное решение по обращению и обеспечить его исполнение;

- сообщить  гражданину (гражданам), подавшему (подавшим) обращение, о результатах его  рассмотрения и принятом решении,  указав мотивы принятия этого  решения;

- указать  орган или должностное лицо, которым  может быть обжаловано принятое по обращению решение.

  Обращения граждан подаются в те органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и тем должностным лицам указанных органов, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопросов, поставленных в этих обращениях.

Обращения граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня их поступления  в орган государственной власти Ярославской области или орган  местного самоуправления муниципального образования Ярославской области, обязанный решить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.

   Закон запрещает разглашение сведений о частной жизни гражданина без его согласия, ставших известными органам государственной власти Ярославской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностным лицам указанных органов в связи с рассмотрением обращения гражданина.

Гражданин, подавший обращение, содержащее материалы  клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство  и порочащие деловую репутацию  других лиц, несет ответственность  в соответствии с федеральным  законодательством.  

2.6. Территориальное общественное самоуправление

  Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования, т. е. микрорайоны, кварталы, улицы, дворы и другие территории. Территориальное общественное самоуправление самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в вопросах местного значения. Оно осуществляется непосредственно населением или через органы территориального общественного самоуправления, которые в соответствии с уставом муниципального образования могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления  территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

Правовой  основой организации и деятельности территориального общественного самоуправления служит Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

  Система территориального общественного самоуправления включает в себя различные формы. В их числе:

- собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

- органы территориального общественного самоуправления — советы, комитеты микрорайонов, населенных пунктов, жилых комплексов;

- иные органы самоуправления населения по месту жительства — советы, комитеты улиц, кварталов, домов и т. д.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления. 
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В Уставе территориального общественного самоуправления указываются:

1) границы  территории территориального общественного  самоуправления;

2) формы,  порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении вопросов местного значения,

3) структура  и порядок формирования органов  территориального общественного  самоуправления;

4) срок  полномочий органов территориального  общественного самоуправления;

5) наименование  и полномочия органов территориального общественного самоуправления;

6) статус  органов территориального общественного  самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов территориального  общественного самоуправления;

8) основания  и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления;

Информация о работе Формы непосредственного осуществления местного самоуправления