Формы непосредственного осуществления местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать понятие формам местного самоуправления, рассмотреть непосредственные формы осуществления населением местного самоуправления, изучить их правовую основу и процесс их непосредственной реализации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. местное самоуправление………………………………….4
1.1. Понятие форм местного самоуправления………………………………..4
Глава 2. непосредственные формы местного самоуправления…………………………………………………………5
2.1. местный референдум……………………………………………………...5
2.2. Муниципальные выборы…………………………………………………12
2.3. Собрания (сходы) граждан……………………………………………….16
2.4. Народная правотворческая инициатива…………………………………18
2.5. Обращения граждан в органы местного самоуправления……………...20
2.6. Территориальное общественное самоуправление……………………....23
Заключение……………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

местное самоуправление.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. местное самоуправление………………………………….4

1.1. Понятие форм  местного самоуправления………………………………..4

Глава 2.  непосредственные формы местного самоуправления…………………………………………………………5

2.1. местный референдум……………………………………………………...5

2.2. Муниципальные  выборы…………………………………………………12

2.3. Собрания (сходы)  граждан……………………………………………….16

2.4. Народная  правотворческая инициатива…………………………………18

2.5. Обращения  граждан в органы местного  самоуправления……………...20

2.6. Территориальное общественное самоуправление……………………....23

Заключение……………………………………………………………………..29

Литература……………………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и в этом качестве составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Президент России Д. А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Формы непосредственного местного самоуправления приближают власть к населению и представляют собой форму непосредственной демократии гражданского общества.

Цель  данной работы – дать понятие формам местного самоуправления,  рассмотреть  непосредственные формы осуществления  населением местного самоуправления, изучить их правовую основу и процесс  их непосредственной реализации.

Теоретической базой для данной работы послужили законодательные акты, посвященные вопросам местного самоуправления, федеральные законы, Конституция РФ, учебные пособия по муниципальному праву, публикации в журналах по вопросам стратегии и практики муниципального развития.  
 
 
 
 
 

Глава 1. местное самоуправление

1.1. Понятие форм местного самоуправления

Под формами  местного самоуправления следует понимать организацию системы местного самоуправления, т. е. структуры, органы, через которые осуществляется местная власть, решаются вопросы местного значения. К ним относятся формы непосредственной и представительной демократии, через которые осуществляется народовластие.

     Вопрос о формах осуществления местного самоуправления регулируется международно-правовыми документами и российским законодательством.

В Европейской  Хартии местного самоуправления говорится, что право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем  свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

В Декларации о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества закрепляется право территориальных сообществ решать все вопросы местного значения через избираемые ими органы местного самоуправления либо непосредственно. Эти права гарантируются конституциями и действующим законодательством.

   Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 3 формы народовластия в нашей стране, указывает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Раскрывая формы местного самоуправления, ст. 130 Конституции Российской Федераций  устанавливает, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы осуществления местного самоуправления закрепляются в Федеральном законе "06 общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, уставах и законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

К непосредственным формам местного самоуправления относятся  формы прямого волеизъявления граждан, закрепленные в гл. IV Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", а именно:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- собрания (сходы) граждан;

- народная правотворческая инициатива;

- обращения граждан в органы местного самоуправления;

- территориальное общественное самоуправление;

- другие  формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. 

Глава 2. Непосредственные формы местного самоуправления

2.1. Местный референдум

Местный референдум — это голосование  граждан Российской Федерации, постоянно  или преимущественно проживающих  в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенных законодательством к компетенции местного самоуправления. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

  Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном  референдуме вправе участвовать  все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом. Их участие является непосредственным и осуществляется на добровольной основе.

Порядок назначения и проведения местного референдума  определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается  уставом муниципального образования.

Правовую основу проведения местного референдума составляют: Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г., законы и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

Федеральный закон закрепляет принципы проведения референдума. Это всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании, свободное и добровольное участие. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных  законом действиях по подготовке референдума.

На местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Конкретные вопросы, выносимые на местный референдум, определяются в законах субъектов Российской Федерации о местном референдуме.

Федеральный закон определяет вопросы, которые  не могут быть вынесены на местный  референдум (ст. 13). В их числе также вопросы, которые не находятся в ведении соответствующего муниципального образования.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на вето можно было дать лишь однозначный ответ.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением вышеуказанных.

В ст. 14 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены обстоятельства, исключающие проведение местного референдума. В частности, местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Такой закон принят, в частности, решением ГД ЯО 25.05. 2004 "О местном референдуме в Ярославской области» (от 11.06.2004 N 17-з (ред. от 18.03.2005)).

    В Ярославле решение о назначении городского референдума принимается муниципалитетом города (ст. 18 «Устава города Ярославля», далее – «Устав»):

    1) по инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими право на участие в городском референдуме;

    2) по инициативе, выдвинутой избирательными  объединениями, иными общественными  объединениями, уставы которых  предусматривают участие в выборах  и (или) референдумах и которые  зарегистрированы в порядке и  сроки, установленные федеральным законом;

    3) по инициативе муниципалитета  города и мэра города, выдвинутой  ими совместно.

    Условием  назначения городского референдума  по инициативе граждан, избирательных  объединений, иных общественных объединений, указанных в части 1 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения городского референдума, устанавливается в соответствии с федеральными законами, законом Ярославской области.

    Инициатива  проведения городского референдума  оформляется в порядке, установленном  федеральными законами и законом Ярославской области. 

    Городской референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие  более половины участников референдума, внесенных в списки участников городского референдума.

    Вопрос, вынесенный на городской референдум, считается одобренным (нормативный  правовой акт - принятым), если за него проголосовало более половины участников городского референдума, принявших  участие в голосовании.

    Итоги голосования и принятое на городском  референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). В случае принятия на городском референдуме  нормативного правового акта текст  данного правового акта официально публикуется одновременно с результатами городского референдума.

    Принятый  на городском референдуме нормативный  правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в тексте самого нормативного правового акта, принятого на городском референдуме(ст.19). 

 Правовые  акты, принятые на городском референдуме,  наряду с настоящим Уставом  являются актами высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов.

    Иные  муниципальные правовые акты не должны противоречить правовым актам, принятым на городском референдуме (ст.20). 

      Решение, принятое на городском  референдуме, может быть отменено  или изменено путем принятия  иного решения на городском  референдуме, но не ранее двух  лет после его принятия, либо  признано недействительным в  судебном порядке. 

Информация о работе Формы непосредственного осуществления местного самоуправления