Формирование бюджета муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 07:46, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы состоит в совершенствовании формирования бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я).
Основными задачами работы, исходя из ее цели, являются:
- раскрыть теоретические и нормативно-правовые основы формирования местных бюджетов;
- проанализировать формирование бюджета муниципального образования на примере МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я);
- предложить пути совершенствования формирование бюджета муниципального образования на примере МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………...4
Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований………………………………………………............4
Формирование доходной и расходной части бюджета муниципальных образований………………………………………………………………………….12
Нормативно-правовая основа формирования доходной части муниципальных бюджетов…………………………………………………………………………….21
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МО «ГОРОД УДАЧНЫЙ» МИРНИНСКОГО РАЙОНА РС (Я)……………………………………………………28
Общая характеристика МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)….28
Организация бюджетного процесса МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)………………………………………………………………………………..31
Анализ доходной и расходной части бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)………………………………………………………
Основные проблемы формирования бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)………………………………………………………
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МО «ГОРОД УДАЧНЫЙ» МИРНИНСКОГО РАЙОНА РС (Я)……………………………………
Общие рекомендации по совершенствованию формирования бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)…………………………………………………………………………………….
Совершенствование формирования доходной части бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района РС (Я)…………………………………………..
Оптимизация расходов бюджета МО «Город Удачный» Мирнинского района
РС (Я)………………………………………………………………………………..
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Аттестационная работа - теоретическая часть.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и соблюдать установленные федеральными законами требования к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

В соответствии с БК РФ принцип  сбалансированности является одним  из основных принципов бюджетного процесса. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [2].

Значение принципа сбалансированности (или бюджетного равновесия), согласно которому расходы и доходы должны уравновешиваться между собой, подчеркивал еще Л. Велихов [10, c. 90]. Данный принцип также нашел свое отражение в положениях Европейской хартии местного самоуправления о достаточности и соразмерности материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.

Однако это наиболее нарушаемый принцип на практике. Большинство муниципальных образований в настоящее время имеет дефицитный бюджет (или искусственно его создает). Вместе с тем сокращение местных налогов и сборов до двух не дает возможности прогнозировать позитивные изменения в данной сфере [31, c. 182].

Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет. Комментируемый Закон  дополняет эту норму также указанием на необходимость контроля за исполнением местного бюджета [1].

Бюджетный процесс осуществляется на основе требований, установленных  БК РФ, иным федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ. Под бюджетным процессом понимается регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [2].

Бюджетный процесс является единым комплексом этапов и мероприятий, связанным  с бюджетным процессом субъекта РФ.

Таким образом, бюджетный процесс состоит из следующих этапов:

1) прогнозирование экономического  и социального развития и определение  бюджетно-финансовой политики на  следующий год (осуществляется  местной администрацией в мае  - июле текущего года);

2) формирование местного бюджета (осуществляется органами местного самоуправления в июле - ноябре текущего года);

3) утверждение бюджета (производится  представительным органом муниципального  образования в ноябре - декабре  текущего года);

4) исполнение бюджета (осуществляется  местной администрацией в январе - декабре отчетного года);

5) завершение операций по исполнению  бюджета, составление отчета от  исполнении бюджета (осуществляется  местной администрацией в январе - феврале года, следующего за  отчетным);

6) утверждение отчета об исполнении бюджета (производит представительный орган муниципального образования в феврале - апреле года, следующего за отчетным) [9, c. 151].

Следует отметить, что на всех этапах бюджетного процесса представительный орган муниципального образования  осуществляет контроль. Можно выделить следующие виды контроля:

- предварительный контроль проводится  в ходе обсуждения и утверждения  проекта бюджета на заседаниях  представительного органа муниципального  образования;

- текущий контроль осуществляется  в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях постоянных комиссий (комитетов) и рабочих групп представительного органа;

- последующий контроль проводится  в ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении местного  бюджета на заседаниях представительного органа муниципального образования;

- общественный контроль предусматривает  обязанность органов и должностных  лиц местного самоуправления  выносить проект местного бюджета  и отчет о его исполнении  на публичные слушания [11, c. 432].

Отчеты об исполнении местного бюджета органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Под органами государственной власти в данном случае могут пониматься органы Федеральной налоговой службы РФ и Федерального казначейства РФ [32, c. 260].

При составлении местных бюджетов в доходной части отдельно предусматриваются  доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные органами государственной власти для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий. Подобная норма закреплена в большинстве законов субъектов РФ.

Субвенции местным бюджетам из бюджета  субъекта РФ представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые местным  бюджетам в целях финансового  обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих  при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке [2]. Субвенции местным бюджетам предоставляются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

В расходной части местных бюджетов раздельно учитываются расходы (отдельно выделяются расходы на решение вопросов местного значения и расходы на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления).

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию [5].

В данной норме реализуется принцип  гласности деятельности органов  местного самоуправления и принцип  прозрачности местных бюджетов. Кроме  того, бюджет муниципального образования, как и любой местный нормативный акт, вступает в силу только после его опубликования (обнародования).

В случае невозможности опубликования  данных документов и сведений органы местного самоуправления поселения  должны обеспечить жителям поселения  возможность ознакомиться с ними. Неслучайно данная норма распространяется только на городские и сельские поселения, так как предположительно именно в них возникнут затруднения с опубликованием местных нормативных актов (в том числе и местных бюджетов).

Несмотря на то, что ст. 50 Закона о местном самоуправлении за поселениями закрепляется имущество, предназначенное для опубликования официальной информации, слабая материальная база не позволяет большей части поселений содержать собственную типографию.

В этом случае органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов, например, через доски объявлений у зданий местных администраций, через радиоточки, через газету муниципального района, через депутатский корпус, через социальных работников и т.п.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они  выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти [17, с. 231].

Важное значение имеют местные  бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». В Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы - главная  роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных  бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются и реализуются  региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования  материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [19, с. 189].

Отмечая роль местных бюджетов в  социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать инфляцию и расстроенность финансовой системы, что не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит.

Таким образом, бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

 

1.2. Формирование доходной и расходной части бюджета муниципальных образований

 

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Собственные доходы местных бюджетов включают местные налоги и сборы, другие собственные доходы. К нему относится также часть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.

Таким образом, доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

Информация о работе Формирование бюджета муниципального образования