Прокурорский надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:57, доклад

Описание

Целью моей работы является изучение системы прокурорского надзора в целом и в России в частности. В ходе исследования я постараюсь решить следующие задачи:
Понять сущность прокурорского надзора;
Определить основные понятия прокурорского надзора;
Определить объект и субъект надзора прокуратуры;
Узнать цели, задачи и принципы прокурорского надзора;
Определить основные направления надзора прокуратуры;
Изучить некоторые и наиболее главные из направлений прокурорского надзора.

Содержание

Введение
Часть 1: Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
1.1. Сущность прокурорского надзора
1.2. Основные понятия прокурорского надзора
1.3. Цели и задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры
Часть 2: Понятие отрасли прокурорского надзора
2.1. Надзор за исполнением законов
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека
2.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

       Решению этой же задачи служит предусмотренное  в том же п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре  запрещение создания и деятельности общественных объединений, преследующих политические цели и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры.12 Если прокурор не имеет права быть членом политических объединений, созданных вне органов и учреждений прокуратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в деятельности таких организаций в самой прокуратуре. Поэтому возможность их создания в органах прокуратуры запрещены законом.

       Конечно, каждый прокурор как гражданин и  член общества может разделять или  придерживаться каких-либо взглядов или  доктрин тех или иных политических объединений, существующих, как известно, в настоящее время в большом  количестве. Однако такое разделение тех или иных взглядов ни в коей мере не должно влиять на принятие им своих профессиональных решений.

       Принцип гласности закреплен в ст. 4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют  гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

       Реализация  принципа гласности обеспечивается созданием в органах прокуратуры  специальных структурных подразделений (в Генеральной прокуратуре РФ) или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах.

       Однако  не вся информация о работе прокуратуры  может быть предана гласности. В  тех случаях, когда предание гласности  информации о работе прокуратуры  по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, то такая гласность не допускается. Сказанное не изменяет вывода о том, что принцип гласности – необходимое условие надзора, значимость которого существенно возросла на современном этапе развития демократии в РФ.

 

        Часть 2

       Понятие отрасли прокурорского  надзора

       По  своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной  деятельности един. Это единство обусловлено  едиными для всей системы прокуратуры  РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

       В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются четыре главные отрасли.

       2.1.   Надзор за исполнением законов

         Прокурорский надзор за исполнением законов является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором»13.

       Характеризуя  эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить необыкновенную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов. Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов действующих на территории Российской Федерации».14 Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

       В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные судом. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

       2.2.   Надзор за соблюдением  прав и свобод  человека и гражданина

       Надзор  в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

       В предмет данной отрасли прокурорского  надзора входит соблюдение норм Конституции  РФ, определяющих права и свободы  граждан и исполнение большого числа  законов, объединенных сферой регулирования  прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

       Характеризуя  эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

       В составе Генеральной прокуратуры  РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ – отделы, группы или старшие помощники по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.

       Предметом особой заботы прокуроров является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынужденных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркоманией. При наличии сведений о нарушении этого законодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение проверок другим органам.

       2.3.   Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность, дознание  и предварительное  следствие

         Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

         К порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проверке в ходе прокурорского надзора, относятся:

       1) исполнение законодательства о субъектах осуществления оперативно-розыскной деятельности;

       2) исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных мероприятий;

       3) исполнение законодательства об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

       4) исполнение законодательства об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий;

       5) исполнение законодательства о порядке документирования оперативно-розыскных мероприятий.

       Оперативно-розыскное  мероприятие может соответствовать  требованиям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должностным лицом оперативного подразделения государственного органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом (ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).

         В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности входит также законность решений, принимаемых органами, которые эту деятельность осуществляют.

       В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений, принимаемых в ОРД, различают в зависимости от: 1) субъектов, их принимающих; 2) формы и уровня принятия; 3) области распространения; 4) истинности; 5) последствий15.

       С точки зрения прокурорского надзора  интересны решения, которые принимаются должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперативными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь только о документально оформленном решении. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависимости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.16

       Следовательно, в предмет прокурорского надзора  входят документально оформленные  решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия.

       Важно отметить, что осуществление прокурорского  надзора в рассматриваемой сфере  призвано обеспечивать права и свободы  не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан, о чем на практике иногда забывается.

       Выделяют  ещё 2 отрасли прокурорского надзора:

       Надзор  за исполнением законов  администрациями  органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключенных под стражу.

       Выделение этой отрасли из единого прокурорского  надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти законы. Режим законности распространяется не только на дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры наказания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законодательством. Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание, не менее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан.

         Самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами. Согласно Закону о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

       В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции. Первая – он принимает непосредственное участие в производстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам. С учетом положений судебной реформы и принятого на ее основе нового процессуального законодательства о состязательности судебного процесса в этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства.

       Вторая  функция прокурора состоит в  прокурорском надзоре за законностью  решений, приговоров, определений и  постановлений суда. Реализация этой функции, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает право  и обязанность прокурора опротестовать или обжаловать в установленном порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности или необоснованности.17

       Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законов интересов общества и государства, защита предприятий, организаций и иных юридических лиц.

Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации