Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:19, контрольная работа

Описание

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ

Содержание

I. Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ…….стр.2
II. Методология прокурорского надзора в РФ……………………………стр.4
III. Виды прокурорского надзора в РФ……………………………………...стр.5
IV. Отличие прокурорского надзора от других видов надзора и контроля , осуществляемого иными органами…………………………………….стр.6
V. Проблемы прокурорского надзора в РФ..................................................стр.8
Заключение………………………………………………………………….стр.10
Список используемой литературы.............................................................стр.11

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.51 Кб (Скачать документ)

Содержание:

    1. Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ…….стр.2
    2. Методология прокурорского надзора в РФ……………………………стр.4
    3. Виды прокурорского надзора в РФ……………………………………...стр.5
    4. Отличие прокурорского надзора от других видов надзора и контроля , осуществляемого   иными органами…………………………………….стр.6
    5. Проблемы прокурорского надзора в РФ..................................................стр.8

      Заключение………………………………………………………………….стр.10

      Список  используемой литературы.............................................................стр.11 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    1. Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ.
  1. Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

    Прокурорский  надзор понимается как:

    1) специфический вид государственной деятельности;

    2) самостоятельная отрасль права;

    3) учебная дисциплина.

    Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит  централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

      По содержанию и структуре  состоит из двух частей: Общей  и Особенной.

Объект  прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности. Прокурор– это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.

В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники  это прокуроры, следователи, а также  другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания)

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Акт прокурорского реагирования – это решение прокурора, закрепленное в специальном документе, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.

  1. Предмет прокурорского надзора в РФ.

    Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

  1. Цели прокурорского надзора в РФ.

    Цель  прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

    Целями  прокуратуры являются:

    1) обеспечение верховенства закона;

    2) обеспечение единства и укрепления законности;

    3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

    4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

    На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

    Основным средством  достижения целей, определенных Законом  «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

  1. Задачи прокурорского надзора в РФ.
 

Задачи  прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).

Решение общих  и специальных задач прокурорского  надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    II.   Методология прокурорского надзора в РФ.

Методика прокурорского  надзора - научное понятие, означающее совокупность научно обоснованных и  проверенных на практике методов  и приемов (способов) наиболее эффективного выявления, устранения и предупреждения нарушений закона. Данные методы, приемы (способы) рассматриваются в научных  работах, методических рекомендациях, направляемых в нижестоящие органы прокуратуры руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Российской Федерации. Некоторые из них находят закрепление в приказах и указаниях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обзорах и методических письмах.

    III.    Виды прокурорского надзора в РФ.

    Прокурорский  надзор за точным и единообразным  соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает  необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского  надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта (структуры), например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д.

    Таким образом, в общем виде направления прокурорского  надзора можно определить как  специализированные участки деятельности прокуратуры., обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

    В целом можно  отметить стабильность основных направлений  прокурорского надзора с момента  его возникновения до настоящего времени.

    С учетом сказанного и в соответствии с третьим  разделом  статьи Закона «О прокуратуре РФ», именуемом  «Прокурорский надзор», мы можем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.  

    а) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    б) надзор за соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    в) надзор за исполнением законов администрациями органов к учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ.

    Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.

    При осуществлении общего надзора прокуроры  вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных  органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитражные суды с требованием о признании противоречащих закону правовых актов недействительными.

    В порядке надзора за соблюдением  прав и свобод граждан прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нарушении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, по привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного гражданам ущерба.

    Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постановления.

    Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий закону акт исполнительного органа (должностного лица). Он приносится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

    Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный  срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.

    В случае несоответствия постановлений  Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует  об этом Президента РФ.

    Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен устранить допущенные нарушения. Как правило, представление имеет предупредительный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    Постановление прокурора в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом имеет своим содержанием возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

    При осуществлении надзора за соблюдением  прав задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе, помимо внесения протестов и представлений, возбуждения дел об ответственности лиц администрации исправительных учреждений, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, освобождать их из штрафного изолятора, карцера, немедленно освобождать содержащихся под стражей.

Информация о работе Прокурорский надзор