Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:19, контрольная работа

Описание

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ

Содержание

I. Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ…….стр.2
II. Методология прокурорского надзора в РФ……………………………стр.4
III. Виды прокурорского надзора в РФ……………………………………...стр.5
IV. Отличие прокурорского надзора от других видов надзора и контроля , осуществляемого иными органами…………………………………….стр.6
V. Проблемы прокурорского надзора в РФ..................................................стр.8
Заключение………………………………………………………………….стр.10
Список используемой литературы.............................................................стр.11

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 36.51 Кб (Скачать документ)

    IV. Отличие прокурорского надзора от других видов надзора и контроля , осуществляемого   иными органами:

Прокурорский  надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной  деятельности наряду с другими ветвями  власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре  РФ».

 Органы прокуратуры  осуществляют полномочия в пределах  своей компетенции, независимо  от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и в строгом соответствии  с действующими на территории  РФ законами (п. 2 ст. 4 Закона). Прокуратура  в механизме государства выполняет  особую, свойственную только ей  функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий  не входит в структуру власти, управления или правосудия.

 Правосудие  и прокурорский надзор - самостоятельные  виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической  форме разными, не подчиненными  друг другу органами.

Для уяснения сущности и специфики  прокурорского надзора следует ограничить его от других видов надзора и контроля, осуществляемого иными органами государственной власти. Дело в том, что контроль за законностью возложен на различные органы власти и управления. Применяя термин «контроль», мы имеем в виду, что он объемнее, полнее надзора, поскольку включает в себя и возможность соответствующего вышестоящего и контролирующего органа не только наблюдать за законностью  и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять их своей властью. Такими полномочиями обладают, например, органы местной власти и управления, осуществляя контроль за соблюдением законности всеми государственными органами, общественными и частными организациями, действующими на соответствующей территории. Такой контроль возложен также на различные государственные, межведомственные инспекции (автомобильные, санитарные, торговые и т.д.).

Прокурорский  надзор отличают от контроля вышеуказанных  органов следующие черты.

Прокуратура не обладает никакими административными  функциями, поэтому не вмешивается  непосредственно в оперативно-хозяйственную  и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых  она осуществляет надзор, и, наконец, не подвергает деятельность и акты соответствующих органов государственного управления оценке с точки зрения сиюминутной целесообразности, а  лишь осуществляет надзор за тем, чтобы  государственные органы, общественные организации, должностные лица и  граждане не нарушали закон.

Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа.

Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных  дел и частично при надзоре  за местами лишения свободы. Здесь  прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может  устранить выявленные нарушения  закона.

Существенным  отличием прокурорского надзора  является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие  границы, распространяется на все федеральные  министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.      

Таким образом, прокуратура ввиду специфики  своей деятельности и структуры  объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных и центральных, а также деятельность органов  исполнительной власти - федеральных  и региональных, поскольку прокурор осуществляет надзор за исполнением  всех законов, действующих на территории России. Это особенно важно, когда  в стране резко увеличилось количество субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна иерархическая структура  органов исполнительной власти не может  оптимально функционировать при  наличии только контроля вышестоящих  органов за исполнением законов  нижестоящими учредителями. Такой контроль дополняется надзором за соответствием  законам деятельности, а также  правовых актов каждого звена  данной структуры, осуществляемым соответствующим  по уровню органом единой централизованной прокурорской системы. Взаимодействие ведомственного контроля и прокурорского  надзора остается надежным средством  обеспечения законности в стране. Прокуратуру, в известной мере, можно  рассматривать как системообразующее, саморегулируемое ядро государственного контроля. Надзирая в пределах своей компетенции  за исполнением законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их деятельность, способствует преодолению местных и ведомственных влияний на них, воздействия криминальных структур, их очищению (в том числе путем привлечения к уголовной ответственности) от недобросовестных и коррумпированных чиновников.

    1. Проблемы прокурорского надзора.

За последнее  время коррупция получила широкое  распространение, она   тесно   переплетается   с   организованной   преступностью   и свидетельствует  об активном проникновении  криминальных  структур  в различные  эшелоны  исполнительной  власти,  государственные  органы .Многие предприниматели наталкиваются на искусственные препятствия  в решении  производственных  вопросов  на  всех  уровнях  власти,  для преодоления  которых  они  прибегают  к  подкупу.   Наиболее   часто используется  подкуп при получении кредитов,  субсидий,  помещений в аренду,  лицензировании,  регистрационных  мероприятиях.   Серьезную опасность  представляют  сращивание  государственных  и коммерческих структур,  факты корыстных злоупотреблений  в  правоохранительных  и контролирующих  органах власти и управления.  Укоренилась незаконная практика вхождения руководящих работников  органов  власти  в  число учредителей коммерческих структур. Коррупция должностных лиц создает предпосылки для хищнического растаскивания национального  достояния, контрабанды,  незаконного  вывоза за границу стратегического сырья и невосполнимых  природных  ресурсов,  уклонения  от  уплаты   налогов различного рода финансовых махинацией. Между тем  многие  прокуроры недооценивают опасность разложения органов государственной  и  муниципальной  служб,  их  сращивания  с коммерческими  структурами,  неэффективно используют свои полномочия для   выявления   и   пресечения   фактов    коррупции,    нарушений законодательства   о   государственной   и   муниципальной   службе, привлечения  виновных  к  установленной   законом   ответственности, примиренчески      относятся      к      низкой     результативности оперативно-розыскных служб (МВД, ФСБ, ФСНП), контролирующих органов, к  серьезным  недостаткам  в  организации  раскрытия и расследования должностных преступлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Рассмотрев  можно с уверенностью сделать  выводы о том, что прокуратура  Российской Федерации в механизме  государства выполняет особую, соответствующую  только ей функцию прокурорского  надзора и ни по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

     Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации  и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, действующих на ее территории, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

     Предметом дисциплины «Прокурорский надзор»  являются правовые нормы, определяющие назначение, задачи, функции, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, а также полномочия прокуроров при  осуществлении надзора за исполнением  законов и выполнении иных функций, которыми наделены данные органы. При  этом указанный курс включает в себя две части: общую и особенную.

     При изучении прокурорского надзора  используется достаточно большое количество понятий. Одна часть данных понятий  является правовой категорией закона (прокурор, прокурорский надзор, прокурорский работник, предмет прокурорского  надзора, полномочия прокурора), а другая выработана теорией и практикой  прокурорского надзора и, соответственно, формулируется в литературе (объект прокурорского надзора, субъект  прокурорского надзора, средства прокурорского  надзора, акты прокурорского надзора, методика прокурорского надзора).

     На  современном этапе организация  и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, принципами и нормами международного права и международными договорами.

 

Список  использованной литературы 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2009 г.
  4. Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: Курс лекций / Под ред. В.Л. Попова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008.
  5. Бабенко С.В. Деятельность прокуратуры в обеспечении прав и свобод личности / С. В. Бабенко// Российская юстиция. - 2008. - № 10. - С. 49-51. -Библиогр.: с. 51.
  6. Беркович Е. Прокурорский надзор в системе местного 
    самоуправления / Е. Беркович // Законность. - 2009. - № 11. - С. 23-25.
  7. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка, А.В. Ендольцевой. 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнита-Дана, закон и право, 2009.
  8. Прокурорский надзор : учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общей ред. Ю.Е. Винокурова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008.
  9. Шобухин В.Ю. Надзор за исполнением законов как одно из основных направлений деятельности российской прокуратуры / В.Ю. Шобухин // Правоведение. - 2007. - № 2. - С. 85-91.

Информация о работе Прокурорский надзор