Прокурорский надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:57, доклад

Описание

Целью моей работы является изучение системы прокурорского надзора в целом и в России в частности. В ходе исследования я постараюсь решить следующие задачи:
Понять сущность прокурорского надзора;
Определить основные понятия прокурорского надзора;
Определить объект и субъект надзора прокуратуры;
Узнать цели, задачи и принципы прокурорского надзора;
Определить основные направления надзора прокуратуры;
Изучить некоторые и наиболее главные из направлений прокурорского надзора.

Содержание

Введение
Часть 1: Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
1.1. Сущность прокурорского надзора
1.2. Основные понятия прокурорского надзора
1.3. Цели и задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры
Часть 2: Понятие отрасли прокурорского надзора
2.1. Надзор за исполнением законов
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека
2.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

       Акт прокурорского реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого действия, формой его реализации является протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта.

       Методика прокурорского надзора5. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

       Совокупность  таких научно обоснованных и проверенных  на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.6

       Тактика прокурорского надзора. Стоящие  перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

       Приемы  могут применяться в различной  последовательности в зависимости  от стоящих перед прокуратурой задач, конкретной обстановки, собственного опыта работы прокурора и от многих других факторов. Более того, приемы, применяемые в ходе, например, одной проверки исполнения законов на месте могут оказаться нерезультативными при проведении другой проверки. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.

 

        1.3.   Цели и задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры

         Цели и задачи прокурорского надзора – две категории, тесно                     связанные между собой, но тем не менее различные.

       Цели  прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина: 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

       Задачи  прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

       Названные уровни задач находятся в иерархической  зависимости и подчиненности. Решение  частных задач подчинено и  обусловливает решение специальных  задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

       Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК РФ. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

       а) закрепленного в Конституции  РФ, в конституциях и уставах субъектов  РФ общественного и государственного строя;

       б) политических, трудовых, жилищных и  других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

       в) прав и охраняемых законом интересов  предприятий и организаций, независимо от форм собственности.7

       Прокурорский  надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора.

       В качестве примера специальных задач  можно назвать такие как: 1) обеспечение  законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами; 2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. Специальной задачей прокурорского надзора в ст. 21является обеспечение законности издаваемых актов. Второй специальной задачей этого направления надзора является обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.8

       Решение общих и специальных задач  прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

       Перечислить все частные задачи прокурорского надзора, весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других условиях. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания.

       Принципы  организации и  деятельности прокуратуры – это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.

       Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и практически неразделимы. Вот почему мы не можем отделить принципы осуществления прокурорского надзора от принципов организации этой деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

       Принцип централизации в первую очередь  относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем указанный принцип имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора.             

       Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратуры на местах назначаются Генеральным прокурором РФ. Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров. Вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта федерации не может поручить прокурору района принести протест в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность.9

       Согласно  ст. 129 Конституции РФ прокуратура  – это единая федеральная система  территориальных специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратуры, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ.10

       Принцип единства прокурорского надзора  выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.

       Среди всех принципов организации и  осуществления надзора важнейшее  значение имеет принцип законности. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

       Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры  осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц.

       Согласно  ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов  государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений.11 Это положение закона имеет принципиальное значение.

       Сущность  принципа независимости прокурорского  надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае, если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от местных и других органов государственного управления.

       Одной из черт, или свойств принципа независимости является политическая независимость прокурора. Предусмотренное п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре запрещение прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности исключает возможность влияния этих объединений на прокурора, а следовательно, и на принимаемые им решения в процессе осуществления прокурорского надзора. Известно, что во всех политических объединениях (партиях, движениях и т.п.) существует внутренняя, организационная дисциплина, подчинение меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности выполнения решений руководящих органов объединений или их большинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями и задачами органов прокуратуры, поэтому их выполнение препятствовало бы реализации функций прокуратуры. Членства в такого рода объединениях исключает возможность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации