Правовой и социльный статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе, я хочу рассмотреть ряд вопросов, понятие и значение правового статуса судей, основные принципы социального статуса судей. Принимая во внимание, что осуществление правосудия в соответствии с законом – одна из самых главных функций судьи в Республике Беларусь, я рассмотрю принципы дисциплинарной ответственности судей, при совершении ими дисциплинарных проступков.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 34.38 Кб (Скачать документ)

                                                     Введение.

     В данной контрольной работе, я хочу рассмотреть ряд вопросов, понятие и значение правового статуса судей, основные принципы социального статуса судей. Принимая во внимание, что осуществление правосудия в соответствии с законом – одна из самых главных функций судьи в Республике Беларусь, я рассмотрю принципы дисциплинарной ответственности судей, при совершении ими дисциплинарных проступков.

   Прежде чем начинать изучение данных вопросов, необходимо знать, что понятие «судебная власть» в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне, которое под собой подразумевает систему независимых судов, наделённых властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, возникающих в обществе, а также по применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений. Согласно статьям 109,110,111,112 Конституции Республики Беларусь право осуществления судебной власти предоставляется судам, в которых носителями судебной власти являются судьи и, в некоторых предусмотренных законом случаях, представители народа. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Поскольку специфика рассматриваемых в суде дел не одинакова, в Республике Беларусь имеют место суды общей и специальной компетенции, но это совсем не означает, что судьи имеют различный правовой статус, ведь в Кодексе Республики Беларусь« О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. в статье 84 сказано: «Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом ». Существуют лишь специфические различия в правовом положении судей разных судов, которые отражены и закреплены в соответствующих нормативно - правовых актах и законах, предусматривающих деятельность судов общей и специальной компетенции на территории Республики Беларусь. 
 
 
 

              

             1. Понятие и значение правового статуса судей.

     Судья – носитель судебной власти, главное  действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в  составе судей коллегиально принимает  окончательные решения по юридическим  делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья  – это ответственное должностное  лицо, которое в конституционном  порядке наделено правами по отправлению  правосудия и исполнению других своих  служебных обязанностей на профессиональной основе. Тем самым будет подчеркнуто  его отличие от временных судей  – представителей общественности, народа, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе в качестве народных или присяжных заседателей. Поскольку судья облечен высокой  и почетной обязанностью, от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса. Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

    Судьи обладают теми же правами что и любой гражданин Республики     Беларусь. Но им также присущи такие права и обязанности, которые   вытекают из особенностей их профессиональной деятельности и непосредственно образуют такое правовое состояние, которое и именуется статусом судьи. Предоставленные судьям права позволяют им в полной мере выполнять свои функции. В соответствии со ст. 89 Кодекса, судья имеет право:

    - требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

   - запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

    Объем прав может различаться в зависимости от вида суда. Так, судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь,

судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи  Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

    Помимо прав, Кодекс устанавливает и некоторые обязанности и ограничения для судей. В частности, при осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

     Гарантиями правового статуса являются независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, которые закреплены в ст. 85, 86, 87 Кодекса и реализуются в других его положениях.

    Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

    Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

    Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

    Установленная независимость позволяет защитить судью от какого-либо внешнего воздействия и, тем самым, обеспечить вынесение законного и обоснованного решения по делу.

    Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Для различных видов судов установлены различные сроки пребывания судей в должности. В частности, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. (ст. 92 Кодекса) Судьи общих и хозяйственных судов назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе. (ст. 99 Кодекса)

    Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом. А именно, по общему правилу полномочия судьи могут быть приостановлены по решению Президента Республики Беларусь в следующих случаях:

- возбуждения  в отношении судьи уголовного  дела, привлечения судьи в качестве  подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела. При этом, в случае, если отпали указанные основания, полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь;

- участия  судьи в избирательной кампании  в качестве кандидата в Президенты  Республики Беларусь, депутаты Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь, депутаты местных  Советов депутатов – на время участия его в избирательной кампании. Приостановление полномочий судьи по указанным мотивам не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий. Таким образом, приостановление полномочий судьи означает, что судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Однако это не ведет к снижению уровня его материального обеспечения, он продолжает получать заработную плату и иные виды вознаграждения за труд, кроме тех случаев, когда он подвергнут аресту.

Наделение судьи дополнительными правами  и освобождение от некоторых обязанностей входит в понятие «иммунитет судей» или неприкосновенность судей.

      Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

     Возбуждение в отношении судьи уголовного дела, привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу допускаются только с согласия назначившего их должностного лица (избравшего их органа).

    В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный обыск. Судьи не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

    Судьи, задержанные по подозрению в совершении преступления, доставленные в орган внутренних дел или иной государственный орган, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности, кроме случаев задержания их на месте совершения преступления. О факте задержания судьи органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается:

  • Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь или его заместителю – в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь;
  • Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в соответствующую квалификационную коллегию судей и Министерство юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов.

    Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

    Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, либо по судебному решению.

    В случае дачи согласия на возбуждение в отношении судьи, уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

     Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

    Таким образом, под правовым статусом судей понимается правовое положение судей, как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. И гарантиями правового статуса являются независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, которые закреплены в ст. 85, 86, 87 Кодекса и реализуются в других его положениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Основные принципы социального статуса судей.

     На первом съезде судей Республики Беларусь, который проходил  5 декабря 1997 г., был принят Кодекс чести судьи Республики Беларусь, который устанавливает правила поведения этического характера. Они являются обязательными для каждого судьи, независимо от занимаемой должности, распространяется также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

    В Кодексе чести судьи отмечается, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь судьи независимы и подчиняются только закону. При осуществлении правосудия они должны руководствоваться законом и своей совестью. В их обязанности входит показывать пример законопослушания. Судья всегда должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утвердилась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Он не должен использовать свое служебное положение в личных целях, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской. В установлении и осуществлении личных финансовых и деловых связей судья должен проявлять особую осмотрительность, чтобы избегать случаев отстранения от исполнения служебных обязанностей по мотивам заинтересованности в исходе дела. Он не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально или иным способом.

Информация о работе Правовой и социльный статус судей