Ответственность за налоговое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание

НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.
Задачи:

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах
1.2 Виды налоговых правонарушений
1.3 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
2. Методические аспекты определения ответственности за совершение налогового правонарушения
2.1 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности
2.2 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности
2.3 Налоговые санкции
3. Арбитражная практика по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства
3.1 Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган
3.2 Привлечение к ответственности за неполную уплату налога на прибыль и доначисление недоимки по указанному налогу
3.3 Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

арбитражная практика.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

       Возмещение убытков при изъятии  земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрено ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 57 ЗК РФ установлено, что порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. N 262, основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является, в частности, акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

       Прекращение права владения и пользования земельным участком при изъятии для государственных или муниципальных нужд предусмотрено ст. 283 ГК РФ. При этом в силу названной нормы в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 ГК РФ. Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

      2. Отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации регламентирует законодательство о налогах и сборах. В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

       Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами  налогообложения могут являться  прибыль, доход, стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг) либо иной объект, имеющий  стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

       На основании п. 1 ст. 11 НК РФ  институты, понятия и термины  гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

       Принципы определения доходов  определены ст. 41 НК РФ, указанной нормой предусмотрено, что в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами „Налог на доходы физических лиц“, „Налог на прибыль организаций“. Из этого следует, что возможность учета экономической выгоды и порядок ее оценки в качестве объекта обложения налогом на прибыль организаций регулируются нормами главы 25 НК РФ.

       Согласно ст. 247 НК РФ объектом  обложения налогом на прибыль  для российских налогоплательщиков  признается прибыль — полученные  доходы, уменьшенные на величину  произведенных расходов, которые  определяются в соответствии  с главой 25 НК РФ.

       В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ). Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ внереализационные доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета в порядке, установленном ст. 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.

       Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными  доходами налогоплательщика признаются  доходы в виде признанных должником  или подлежащих уплате должником  на основании решения суда, вступившего  в законную силу, штрафов, пеней  и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

       Инспекцией установлено и указано  в пункте 1.12. акта выездной налоговой  проверки, что Общество применяет  метод начисления. Порядок признания  доходов налогоплательщиками, применяющим  метод начисления определяется ст. 271 НК РФ: доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

       Для внереализационных доходов  датой получения дохода признается  дата признания должником либо  дата вступления в законную  силу решения суда — по доходам  в виде штрафов, пеней и (или)  иных санкций за нарушение  договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичным образом в главе 25 НК РФ урегулирован вопрос о внереализационных расходах в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичным образом в главе 25 НК РФ урегулирован вопрос о внереализационных расходах в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в отношении расходов на возмещение причиненного ущерба (пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

       Таким образом, основания для  признания налогоплательщиком в  целях налогообложения внереализационных  доходов в виде сумм возмещения  убытков (ущерба) определены нормами  главы 25 НК РФ в зависимости от даты получения доходов: датой получения доходов признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Указанные даты оспариваемым решением не установлены.

       При этом отсутствуют основания для заявленного Инспекцией в отзыве довода, что момент согласования размера компенсаций за ущерб определяется датой поступления денежных средств в соответствии с пп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ, так как указанная норма определяет для внереализационных доходов дату получения дохода по доходам прошлых лет.

      3. Налоговая база по налогу  на прибыль, наряду с порядком  исчисления, в соответствии со  ст. 17 НК РФ является элементом  налогообложения, который определяется  нормами главы 25 НК РФ.

       Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов — внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, — определен ст. 317 НК РФ.

       При определении „внереализационных  доходов в виде штрафов, пеней  или иных санкций за нарушение  договорных обязательств, а также  сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу“ (ст. 317 НК РФ).

       Таким образом, положениями главы  25 НК РФ предусмотрен налоговый  учет сумм возмещения убытков  или ущерба в соответствии  с установленным ст. 317 НК РФ  порядком, а исчисление налоговой  базы — на основе данных  налогового учета в соответствии со ст. 313 НК РФ.

       Указанному порядку признания  в целях налогообложения внереализационных  доходов, исчисления налоговой  базы и налогового учета внереализационных  доходов не соответствует довод  Инспекции, что поступившая по  платежным поручениям сумма указанного возмещения (компенсация за сносимое здание, упущенную выгоду и другие убытки) в целях исчисления налога на прибыль должна учитываться в полном объеме в составе внереализационных доходов.

       Ссылка Инспекции на Письмо  Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2006 г. N 03-03-04/1/85 не принимается, так как оно не относится к законодательным актам о налогах и сборах. Кроме того, данное Письмо фактически дополняет положения п. 3 ст. 250 НК РФ (т. 4, л.д. 72).

      4. Суд считает правомерным применение счета 98 „Доходы будущих периодов“ в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, согласно которой „использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 „Целевое финансирование“ в корреспонденции со счетами: … 98 „Доходы будущих периодов“ — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов“. При этом имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования не подлежит амортизации в целях главы 25 НК РФ (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ).

       Суд учитывает, что Обществом  при расчете налога на прибыль  за 2005 г. учтены в составе прочих  внереализационных доходов целевые  денежные средства в размере 21.000.000 руб., единовременно направленные на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации и расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства. Суммы указанных внереализационных доходов были заявлены Обществом в строке 100 Приложения N 6 к Листу 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2005 г. (т. 4, л.д. 4 — 16), налоговым регистром внереализационных доходов за 2005 г. (т. 4, л.д. 17).

       Довод Инспекции, что общество  не приобретало каких-либо товаров  (работ, услуг), для оплаты которых  ему были бы необходимы целевые  бюджетные средства на стр. 20 оспариваемого  решения документально и нормативно не обоснован.

       В судебном разбирательстве заявителем  представлены документы, подтверждающие  вывод производственной базы  Обществом в соответствии с  Постановлением Правительства Москвы N 375-ПП от 20.05.2003 г. „О выводе  предприятий и освобождении территории строительства фундаментальной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова и жилого квартала по Ломоносовскому проспекту, вл. 27б (Западный административный округ)“: распоряжение префекта Западного административного округа г. Москвы от 04.09.2003 г. N 2085-РП «О предоставлении ОАО „Мосотделпром“ земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.07.2002 г. N 581-ПП; договоры аренды земельного участка; разрешение на строительство градостроительного объекта (т. 2 л.д. 70, т. 4, л.д. 24 — 58).

       Суд считает, поскольку в данном  случае имело место прекращение  права владения и пользования  земельным участком и находящимися  на нем объектами недвижимости  при изъятии участка для государственных  и муниципальных нужд применительно  к правилам, предусмотренным статьями 279 — 282 ГК РФ, спорные денежные средства, полученные Обществом в виде компенсации убытков в связи с изъятием земельного участка на основании положений п. 3 ст. 250 и ст. 317 НК РФ правомерно не учтены заявителем в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль за 2004 г. и 2005 г.

       Полученные Обществом в связи  с изъятием земельного участка  для государственных и муниципальных  нужд, не являются доходом в  смысле, придаваемом этому понятию  главой 25 НК РФ.

       На основании ст. ст. 1, 3, 4, 21, 25, 44 82, 87, 137, 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 189, 200, 201 АПК РФ суд,  

       решил:  

       признать недействительными ненормативные  правовые акты Инспекции Федеральной  налоговой службы N 32 по г. Москве, вынесенные в отношении Открытого акционерного общества „Мосотделпром“:

       — Решение N 12-18/5 от 06.02.2008 года  „О привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения“;

       — Требования N 2004, 2005 об уплате  налога, пени, штрафа по состоянию  на 21.02.2008 года в части:

       — доначисления недоимки по  налогу на прибыль за 2004 г. и  2005 г. (подпункт 2 пункта 3.1. резолютивной  части решения);

       — доначисления соответствующих  сумм пени по налогу на прибыль  (подпункты 2 и 3 пункта 2 резолютивной  части решения); привлечения к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм по налогу на прибыль в результате занижения налоговой базы, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ (подпункты 4 и 5 пункта 1 резолютивной части решения).

Информация о работе Ответственность за налоговое правонарушение