Ответственность за налоговое правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:15, курсовая работа

Описание

НК в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.
Задачи:

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты налогового правонарушения
1.1 Нарушения законодательства о налогах и сборах
1.2 Виды налоговых правонарушений
1.3 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
2. Методические аспекты определения ответственности за совершение налогового правонарушения
2.1 Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности
2.2 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности
2.3 Налоговые санкции
3. Арбитражная практика по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства
3.1 Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган
3.2 Привлечение к ответственности за неполную уплату налога на прибыль и доначисление недоимки по указанному налогу
3.3 Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

арбитражная практика.doc

— 336.00 Кб (Скачать документ)

     - административные правонарушения  в области налогов и сборов (ст. 15.3-15.9 КоАП РФ);

     - административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной  продукции (ст. 15.12 КоАП РФ);

     - административные правонарушения, заключающиеся в воспрепятствовании деятельности налоговых органов (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6 КоАП РФ).

     К административно наказуемым нарушениям первой группы относят продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг  без применения ККМ, нарушение порядка  работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых опе6раций, невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

     Административные  правонарушения в области налогов  и сборов включают нарушение срока  постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счёта в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счёта налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам; а также грубые нарушения правил бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности.

     В составе рассматриваемых нарушений  законодательства о налогах и  сборах обособлены административные правонарушения, связанные с маркировкой подакцизной  продукции. Наказуемыми признаются выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных и акцизных марок несут ответственность собственники продукции, осуществляющие её производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством. Требования к образцам федеральных специальных марок, акцизных марок и региональных специальных марок, порядок их нанесения определяются Правительством Российской Федерации.

     Последнюю группу рассматриваемых нарушений  законодательства о налогах и сборах образуют неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства; непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; непредставление сведений (информации). 

     2.2 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности 

     Нарушения законодательства о налогах и  сборах, содержащее признаки преступления представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц. Это обусловлено тем, что подобные посягательства наносят существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования налоговых доходов бюджета.

     Нарушение законодательства о налогах и  сборах, содержащее признаки преступления - умышленно совершенное в сфере  налогов и сборов опасное деяние, запрещенное уголовным законом  под угрозой наказания.

     В уголовном законодательстве предусмотрено несколько составов налоговых преступлений. Среди них, принимая во внимание непосредственные объекты их посягательств, условно можно выделить в обособленные группы:

     - собственно налоговые преступления (ст. 198, 199 УК РФ);

     - преступления против порядка маркировки подакцизной продукции (ст.171, 327 УК РФ);

     - иные преступления против порядка  налогообложения (ст. 173 УК РФ).

     Собственно  налоговые преступления непосредственно  посягают на установленный законодательством  порядок исчисления и уплаты (удержания и перечисления), а также взыскания налогов и сборов. Уголовно наказуемым являются уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или с организации; несоблюдение обязанностей налогового агента; а также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов или сборов.

     Преступления  против порядка маркировки подакцизной  продукции (акцизные преступления) посягают на отношения, складывающиеся в связи  с обложением акцизами отдельных товаров. Так в качестве уголовно наказуемого деяния определено производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст.171 УК РФ); и изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, защищенных от подделок (ч. 1ст. 327 УК РФ).

     К третьей группе относятся такие  преступления против порядка налогообложения  как лжепредпринимательство – создание коммерческой организации без намерения  осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью освобождение от налогов, причинившее крупный ущерб.

       Обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения

     Лицо  не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

     -отсутствие события налогового правонарушения;

     - отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

          - совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

     4) истечение сроков давности привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

     Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

     а) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

     б) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

     в) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;

     г) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения. 

          2.3 Налоговые санкции 

     Налоговые санкции на сегодняшний день предусмотрены  в одном единственном виде – в  виде штрафа. Вступление в силу НК существенно  изменило здесь ситуацию, поскольку  ранее действующий Закон об основах  налоговой системы предусматривал применение различных санкций, а не только штрафов. На сегодняшний день мы имеем только штрафы, штрафы в денежном выражении, но при этом сами штрафы – разные. Два вида штрафов использует НК. Первый вид – в абсолютных размерах. Второй вид штрафа – в процентном отношении, причем это процентное отношение берется с самым различным основанием. Штрафы в абсолютных размерах – величина их разная.

     Минимальная величина – 50 рублей, но за один не представленный документ. Поэтому имеет значение количество не представленных документов. Сам документ определяется по закону об информации и документации, где указано, что документ только тогда будет документом, когда он содержит признаки, позволяющие его идентифицировать. Это означает, что не любая страничка может быть признана документом. А если документ состоит из 50-страниц, но эти 50 страниц имеют дату и номер, то документ будет целиком в составе этих 50 страниц. 50 рублей надо платить не за каждую страничку, а за весь документ. Наиболее распространенный размер штрафа – 5 тысяч рублей. По физлицам обычно 500 рублей. Есть и другие размеры. Максимальный размер – 20 тысяч рублей в абсолютном размере по 118 статье за уклонение от постановки на учет.

     В процентном выражении штрафы тоже разнообразны, начиная от 5 процентов с суммы налога, заканчивая 20 процентами с сумы доходов. Это существенная разница. В процентном выражении штрафы самые разные.

     В отношении размеров штрафных санкций  НК содержит указания относительно их увеличения и уменьшения. В этом существенное отличие НК от предыдущей ситуации. До 1999 года налоговые органы не имели возможности изменить штраф. Даже если бы они того хотели, то штрафы применялись по 113 статье без вариантов. Теперь по 114 статье суд, решая вопрос о привлечении к ответственности, может уменьшить и увеличить размер штрафа. Причем увеличение предусмотрено только в ситуации повторности, и увеличение на 100 процентов. Никаких вариантов нет. При наличии смягчающих обстоятельств суд может уменьшать штрафы, причем у него есть варианты поведения. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства штраф уменьшается как минимум вдвое, но суд может уменьшить его втрое, вчетверо и т.д. При наличии следующего смягчающего обстоятельства – точно так же. Уменьшение штрафа зависит от оценки судом обстоятельств дела и оценки личности нарушителя. Наш окружной суд по делу, когда небольшой срок пропуска представления сведений об открытии счета с 5 тысяч рублей штраф уменьшил до 500 рублей. Было одно единственное смягчающее обстоятельство, а штраф уменьшен в 10 раз. Из обстоятельств дела было видно, что налогоплательщик попал в эту ситуацию по своей вине, но был также виноват банк, который толкнул его на такое нарушение. Поэтому с учетом всех обстоятельств дела штраф может быть и уменьшен.

     Существенным  моментом является давность взыскания  налоговых санкций. Сейчас в 115 статье 6-месячный срок. Этот срок отсчитывается  со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Здесь законодатель напрасно использовал союз «и», потому что дата обнаружения налогового правонарушения наверняка будет определяться по дате подписания акта налоговой проверки. А составление какого акта? Речь, очевидно, идет о решении налогового органа о привлечении лица к ответственности, потому что сам акт налоговой проверки только фиксирует налоговое правонарушение, а основанием для привлечения лица к ответственности является решение. Решение по срокам, которые предусмотрены в кодексе, может быть вынесено как минимум через месяц.

     Таким образом, наличие двух обстоятельств, с которыми связывается определение срока, затрудняет на практике определение этого 6-месячного срока. В налоговой это учитывают и стараются 6-месячный срок отсчитывать с даты проведения налоговой проверки.

     Это срок пресекательный. Если он истек, то привлечение лица к ответственности, взыскание установленных санкций становится невозможным. Но только по тем решениям, которые состоялись. Эта ситуация совершенно не препятствует проведению новой налоговой проверки, выявлению того же самого правонарушения и привлечению лица к ответственности. При этом должны быть учтены правонарушения по срокам проведения проверки. Однако само привлечение к ответственности не исключается в пределах трехлетнего срока давности с момента свершения правонарушения. 
 

          3. Арбитражная практика по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства 

     3.1 Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган 

     АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

     Именем  Российской Федерации

     РЕШЕНИЕ

     от 12 декабря 2007 г. по делу N А40-8444/07-139-36 

       установил: 

       ООО «Атлантис» (далее — заявитель  или общество) обратилось в арбитражный  суд с заявлением признании  недействительным решения ИФНС  России N 20 по г. Москве (далее Инспекция  или налоговый орган) от 01.12.2006 г. N 13009 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и обязании Инспекции возвратить ООО «Атлантис» списанную с расчетного счета сумму пеней в размере 37 739,10 руб.

       Заявление мотивировано тем, что  решение Инспекции не соответствует Налоговому кодексу и нарушает права и законные интересы заявителя.

       Ответчик требования заявителя  не признал по доводам аналогичным,  изложенным в оспариваемом решении,  отзыве на заявление, указав, что  деятельность ООО «Атлантис»  направлена на создание схем с использованием векселей в целях незаконного возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость.

       Решением Арбитражного суда г.  Москвы от 27 апреля 2007 г. ООО «Атлантис»  отказано в удовлетворении требований  о признании недействительным решения ИФНС РФ N 20 по г. Москве и обязании возвратить сумму пеней в размере 37733,10 руб.

Информация о работе Ответственность за налоговое правонарушение