Арбитражные суды: компетенция, состав, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:13, реферат

Описание

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.
Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах предприятий и других областях, где возможно соприкосновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.

Содержание

Введение 3

Система, состав и структура арбитражных судов 7
1 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 7
2 Федеральные арбитражные суды округов 13
3 Арбитражные суды республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономных областей, автономных округов (арбитражные суды субъектов федерации) 20
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Реферат СОГУР.docx

— 34.97 Кб (Скачать документ)

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся: а) проверка в кассационной инстанции законности судебных актов  по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в  первой и апелляционной инстанциях; б) пересмотр по вновь открывшимся  обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов; в) обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; г) изучение и обобщение судебной практики; д) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; е) анализ судебной статистики.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет  правильность применения норм материального  права и норм процессуального  права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта.4 В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традициональный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.

Структурно арбитражный суд  федерального округа состоит и действует  в составе: а) президиума; б) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его  заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.

Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.

Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что  он является судьей и в то же время- как председатель суда- процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа, председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет  суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что федеральные  арбитражные суды округов по отношению  к охватываемым ими арбитражным  судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях вышестоящим  для всех арбитражных судов субъектов  Федерации является исключительно  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 

Федеральные арбитражные суды округов  позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации  и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность  они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.

 

§  3 АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИК, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, ГОРОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ (АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ)

 

Арбитражные суды субъектов Федерации  принадлежат к низшему звену  системы. Как отмечалось, в субъектах  Федерации созданы и действуют  арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный  суд, на пример, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет. Всего сегодня в России действуют 82 арбитражных суда субъекта Федерации.

Законом установлены следующие  полномочия арбитражного суда субъектов  Федерации. Он: а) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; б) рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции; в) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; г) обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; д) изучает и обобщает судебную практику; е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; ж) анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный суд  состоит из президиума и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений. При этом следует отметить, что  из-за ограниченной численности судей  в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе  председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и  тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей  судебных составов суда; рассматривает  вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые  председателями коллегий - заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной “ фигурой ”, осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным  Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он: а) организует деятельность суда; б) распределяет обязанности между своими заместителями; в) формирует судебные составы; г) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; д) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; е) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что  председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие  в заседаниях органов государственной  власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее  время - с 1 июля 1995 года - в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда - первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы структура и компетенция  каждого звена системы арбитражных  судов России. Разумеется, речь идет о структуре судов в процессуальном значении. Деятельность каждой структуры  и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными законом функциями: а) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле; б) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; в) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях; г) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов; д) изучает и обобщает судебную практику; е) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу; ж) ведет статистический учет в сфере деятельности суда; з) осуществляет материально-техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.

Важно отметить, что работники аппаратов  всех арбитражных судов страны находятся  на федеральной государственной  службе и права, обязанности, ответственность  работников аппаратов всех арбитражных  судов России и условия прохождения  ими государственной службы устанавливаются  законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе. Нужно подчеркнуть, что более детально компетенция и объем правомочий и обязанностей структкрных подразделений - процессуальных и относящихся к аппарату- большинства арбитражных судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах либо председателем суда, либо президиумом суда.

Из всех иных ветвей судебной власти система арбитражных судов наиболее завершена в своем развитии. Разумеется, может рассматриваться вопрос о  создании новых судебных коллегий в  арбитражных судах всех трех звеньев  системы, например, коллегии по разрешению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, коллегии по разрешению налоговых  споров и др. Но вряд ли уже сегодня  целесообразно создавать четвертое  звено системы- рай(гор)арбсуд; во всяком случае, соответствующего научного обеспечения эта идея пока не имеет, хотя в принципе смысл в этом есть.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юрид.лит., 1994г.
  • Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный  Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995г.
  • Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юрид.фирма КОНТРАКТ, 1995г.
  • Бойков Ю. Новое законодательство об арбитражных судах// Рос.юстиция ,995г.,№ 8, стр.10
  • Яковлев В.,   Юков М. Новое в деятельности арбитражных судов // Закон, 1995г., № 9, стр.52
  • Баталова Л. Окружные арбитражные суды- только во благо // Закон, 1995г., № 9, стр.58
  • Андреева Т. Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”// Хозяйство и право , 1995г., № 9, стр. 15
  • Майкова Л. Новое в арбитражном законодательстве // Экономика и жизнь, 1995г., № 37,стр.33
  • Демьяненко Ф. Кассационная инстанция в системе арбитражного судопроизводства // Экономика и жизнь, 1995г., № 37, стр.33

1 О.Бойков. Новое законодательство об арбитражных судах // Рос.юстиция, № 8, 1995г., с.10

2 О.Бойков. Новое законодательство об арбитражных судах // Рос.юстиция, № 8, 1995г., с.10

3 Т.Андреева. ФКЗ “ Об арбитражных судах в РФ ”// Хозяйство и право, № 9, 1995г. с.18

4 Ф.Демьяненко. Кассационная инстанция в системе судопроизводства// Эк. и ж. , №37, 1995г.


Информация о работе Арбитражные суды: компетенция, состав, структура