Трудовой договор, порядок его расторжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 09:41, контрольная работа

Описание

Общие для всех работников основания прекращения трудового договора (контракта) предусмотрены ст. 29 ТК РФ, которые затем могут конкретизироваться в иных статьях ТК. закрепляет общие основания прекращения трудового договора. Для некоторых категорий работников трудовое законодательство устанавливает дополнительные основания прекращения трудового договора (Ст.257). Но во всех случаях, трудовой договор может быть прекращен лишь по основаниям, указанным в законе, и в порядке, установленном законодательством по каждому основанию.

Содержание

1.1. Правовая характеристика общих оснований расторжения трудового договора.
1.2. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника.
1.3. Особенности увольнения работника по инициативе администрации.
1.4. Дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определённых условиях.
1.5. Задача 1.
2.1. Понятие и методы правового регулирования заработной платы.
2.2. Тарифы заработной платы, элементы тарифов заработной платы.
2.3. Системы заработной платы.
2.4. Порядок выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы.
2.5. Задача 2.
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

  При косвенной сдельной оплате труда, применяемой для вспомогательных рабочих, размер заработной платы зависит от результатов труда обслуживаемых ими основных рабочих. При сдельно-прогрессивной оплате труда заработная плата за выработку продукции в пределах установленной нормы начисляется при неизменной расценке (как при прямой сдельщине), а за продукцию, выработанную сверх исходной нормы, по прогрессивно-нарастающим расценкам. Сущность аккордной оплаты труда заключается в том, что для отдельного исполнителя или группы (звена, бригады) размер вознаграждения устанавливается не за одну производственную операцию, а за комплекс работ.

  Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, другие формы материального поощрения.

  Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов по работе и стимулирования дальнейшего их возрастания. Вместе с тем премирование служит важным средством выражения признания и одобрения заслуг премируемого лица со стороны общества, трудового коллектива, стимулом для улучшения работы других членов коллектива.

  Общее понятие премирования работников принято  подразделять на два более узких  понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне систем оплаты труда.

  Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования. Круг лиц, подлежащих поощрению, показатели и условия премирования, размеры премий (конкретные по каждой профессии, должности или их предельные размеры) предусматриваются в положениях о премировании. На основании таких премиальных положений у работника при выполнении и показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премии, а у организации — обязанность уплатить премиальную сумму. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной систем оплаты труда.

  В дополнение к системам оплаты труда  может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и других организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа в организации. Каких-либо законодательных актов, регулирующих порядок выплаты этого вознаграждения, нет. А это значит, что в централизованном порядке установлены лишь основные исходные положения о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам годовой работы. Организациям предоставлены широкие возможности для самостоятельного решения многих вопросов, связанных с выплатой вознаграждения, с учетом особенностей производства, условий труда и характера личного состава работников, а также Рекомендаций о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 августа 1983 г.

  Установление  системы оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится администрацией организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. 

  Порядок выплаты зарплаты, ограничения удержаний из зарплаты. 

  Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты  заработной платы

  1. Состав заработной платы на  современном этапе чрезвычайно  усложнился. Помимо основной ставки (оклада) в него включаются различного  рода надбавки, доплаты, компенсационные выплаты, о размере которых работник часто не знает. Поэтому впервые введенная Кодексом обязанность работодателя в письменной форме извещать каждого работника о соответствующих частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, а также о размерах и основаниях произведенных удержаний и общей сумме, подлежащей выплате, позволит работнику контролировать правильность начисленных ему денежных сумм и законность производимых из заработной платы удержаний. Об удержаниях из заработной платы см. комментарий к ст. 137, 138 ТК.

  Данная  норма имеет важное значение также  и в связи с тем, что она  позволяет работнику вести собственный  учет денежных сумм, выплаченных ему  в счет заработной платы, и на основе этой информации иметь представление  о страховых взносах в порядке обязательного пенсионного страхования, которые должны поступить на его индивидуальный лицевой счет в территориальном органе Пенсионного фонда.

  2. Кодекс не устанавливает какой-либо  единой, обязательной для всех  работодателей, формы расчетного листка. Эту форму утверждает сам работодатель путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения представительного органа работников. О порядке учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, см. комментарий к ст. 372 ТК.

  3. Обязанность работодателя выплачивать  заработную плату, как правило,  в месте выполнения им работы  особую актуальность имеет для  работников тех предприятий, организаций,  структурные подразделения которых территориально расположены в разных местах. Обязанность работодателя заключается в том, чтобы организовать выплату заработной платы каждому работнику в том месте, где он выполняет свои трудовые обязанности. Это относится и к случаям выполнения работником своей трудовой функции на территории другой организации или в период нахождения в командировке. В коллективных договорах обычно содержится условие о том, в каком месте выплачивается заработная плата работникам цехов, отделов организации.

  4. Заработная плата может быть  выплачена работнику и путем  перечисления на его текущий  счет в банке, почтовым переводом  через предприятия связи. В  указанных случаях необходимо  соответствующее заявление работника.  Оплата услуг по перечислению  и выплате сумм заработной платы осуществляется за счет работодателя, если условие об этом предусмотрено в коллективном или в трудовом договоре.

  5. Впервые в Кодексе предусмотрена  выплата заработной платы и  в неденежной форме (см. комментарий  к ст. 131). Место и сроки выплаты заработной платы в такой форме определяются коллективным или трудовым договором. Очевидно, в указанных договорах должны быть также оговорены условия о видах натурального обеспечения, подходящего для личного потребления работника и его семьи, и стоимости натуральной части заработной платы, которая должна быть справедливой и разумной.

  6. По общему правилу заработная  плата выплачивается непосредственно  самому работнику, если законом  или трудовым договором не  предусмотрен иной способ ее  выплаты. Трудовым договором может быть, например, предусмотрено, что по доверенности, выданной работником другому лицу, это лицо может получать причитающуюся работнику заработную плату. Доверенность, оформленная надлежащим образом, для работодателя является обязательной.

  7. Как и прежнее законодательство, Кодекс обязывает работодателя  выплачивать заработную плату  не реже чем каждые полмесяца.

  Нарушение данной нормы законодательства о  труде приняло повсеместный характер, и проблема своевременной выплаты  заработной платы во всех сферах экономики стала общегосударственной. Задержка выплаты заработной платы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Массовое нарушение прав работника на получение заработной платы не реже чем каждые полмесяца побудило Президента РФ принять еще в 1994 г. Указ "Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан" (САПП РФ. 1994. N 11. Ст. 857). Указ от 10 марта 1994 г. предписывал прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства о труде, коллективных договоров и соглашений, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы. Судам рекомендовалось систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.

  Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой выплаты заработной платы, тем не менее не произошло. В связи с этим были приняты новые Указы: "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" от 19 января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265), "О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 1 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 536), "О проверках соблюдения законодательства об оплате труда" от 19 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 798). Названные акты предусматривали проведение Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства об оплате труда, применения штрафных санкций при выявлении нарушений и привлечение к персональной ответственности всех руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из бюджета заработной платы и выделению средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с названными выше Указами Президента Правительством РФ было принято постановление N 230 "О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы" от 6 марта 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116). В соответствии с этим постановлением Минфину РФ было вменено в обязанность ежемесячно составлять и доводить до федеральных органов исполнительной власти утвержденные правительством графики финансирования заработной платы и других выплат населению за счет бюджетных средств.

  В обобщении судебной практики рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда констатируется, что статистические данные в целом по РФ свидетельствуют о значительном увеличении количества дел искового производства об оплате труда и высоком проценте удовлетворенных судами исков. С исками об оплате труда преимущественно обращаются работники акционерных обществ, производственных кооперативов, банков, страховых компаний и иных коммерческих организаций. Среди причин большого количества исков об оплате труда, особенно в случаях задержки заработной платы, нередко есть и такие, как нецелевое расходование должностными лицами организаций денежных средств, злоупотребление ими служебным положением (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 24).

  В связи с этим чрезвычайно своевременным  было принятие постановления Правительства  РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1114), устанавливающего обязанность представителей государства в органах управления акционерного общества, часть акций которого находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности акционерного общества по заработной плате принимать необходимые меры, обеспечивающие ее своевременную выплату и погашение задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. К числу таких мер отнесены и меры по досрочному прекращению полномочий соответствующих исполнительных органов акционерного общества в случае неудовлетворительной деятельности по погашению имеющейся задолженности, созыв при необходимости внеочередного общего собрания акционеров.

  Органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано также принимать меры по погашению акционерными обществами, часть акций которых находится в собственности субъектов РФ, задолженности по заработной плате и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

  Указ  Президента РФ "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату  заработной платы" от 28 февраля 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1090) предусмотрел, что  средства, получаемые субъектами РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также в виде кредитов коммерческих банков, привлекаемых под поручительства Правительства РФ для обеспечения социальных гарантий и погашаемых за счет средств этого фонда, используются в первую очередь на ликвидацию задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы и другим социальным выплатам населению. Данный Указ затем был дополнен (см. Указ Президента РФ от 9 июня 1997 г.//СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2740) положением о том, что со средств, направленных на ликвидацию задолженности по заработной плате указанной категории работников, перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.

  В связи с тем что в использовании  средств федерального бюджета, направляемых в порядке оказания финансовой помощи субъектам РФ на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, допускались серьезные нарушения, Президентом РФ 26 марта 1997 г. был принят Указ "Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы" (СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1519). В нем рекомендуется Генеральной прокуратуре РФ усилить надзор за исполнением федеральных законов органами государственной власти и их должностными лицами, соблюдением прав граждан, в первую очередь права на оплату их труда, соблюдением сроков проведения расследования дел, возбужденных в связи с нецелевым расходованием средств федерального бюджета, выделенных на заработную плату и иные выплаты населению.

  Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222) установлена  очередность погашения задолженности  должника - юридического лица и гражданина по требованиям кредиторов (ст. 94, 161 Закона). Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, удовлетворяются во вторую очередь.

  Проблема  задолженности по заработной плате  работникам бюджетной сферы, постепенно обостряясь, сейчас приобрела опасный характер, поскольку представляет реальную угрозу социальной стабильности в обществе. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" от 5 мая 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2074) и постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. "О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 5 мая 1998 г. N 495 "О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оздоровлению государственных финансов" (СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2555) содержат перечень мер, которые должны быть приняты органами исполнительной власти, однако принятие указанных актов, как показала жизнь, так и не привело к коренному перелому в решении этой проблемы.

Информация о работе Трудовой договор, порядок его расторжения