Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:49, реферат

Описание

Таможенное право — это комплексная отрасль законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

таможенное реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

     Конституция Республики Беларусь, определяющая основные направления государственной политики в области таможенного регулирования. В соответствии со статьями Конституции в Республике Беларусь гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данные гарантии неразрывно связаны с таможенным регулированием на территории Республики Беларусь. Согласно

     В рамках Конституции Республики Беларусь декларируются важнейшие принципы таможенного права — свобода перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь; запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории Республики Беларусь для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по территории страны.

     В данной группе источников таможенного права выделяются:

     В зависимости от систематизации правовых норм:

     - кодифицированные нормативные акты.

     В зависимости от содержания:

     - собственно акты таможенного законодательства (Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе» и др.);

     - акты смежных (пограничных) отраслей законодательства (Гражданский, Налоговый кодексы, и др.).

     Подзаконные нормативные акты — указы Президента  республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства РБ, нормативные акты Государственного таможенного комитета (в форме приказов, инструкций, распоряжений, писем, указаний, телетайпов, телеграмм, телефонограмм и т. п.). В соответствии со статтьями Таможенного кодекса акты Государственного таможенного комитета подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию, они не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов (указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства) или устанавливать дополнительные требования, запреты и ограничения. В том случае, если нормативно-правовые акты данного органа исполнительной власти затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они могут быть обжалованы в арбитражном суде.

     Некоторыми  учеными в самостоятельный вид источников таможенного права выделяется судебная практика, т. е. решения Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Республики Беларусь. Однако данная точка зрения является весьма спорной.

     Относительно  действия таможенного законодательства во времени в статьях таможенного кодекса содержатся следующие правила: акты таможенного законодательства, указы Президента Республики Беларусь и постановления и распоряжения Правительства РБ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением тех случаев, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты улучшают правовое положение лиц, а также в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и международными договорами Республики Беларусь.

     Положения актов таможенного законодательства, иных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. При этом никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами. Убытки возмещаются за счет казны Республики Беларусь в порядке, установленном гражданским законодательством.

       Субъекты таможенного права: их группы и роль в таможенном регулировании. Категория «субъекты таможенного права» несколько шире категории «участники таможенных правоотношений», так как не всегда субъекты таможенного права становятся участниками таможенных правоотношений. Однако участники таможенных правоотношений всегда являются субъектами таможенного права.

     В рамках таможенного законодательства можно выделить две основные группы субъектов таможенного права:

     Субъекты, наделенные властными полномочиями в области таможенного дела (таможенные органы и их должностные лица). В соответствии со ст. 1 Таможенного кодекса таможенное дело на территории Республики Беларусь осуществляют Правительство Республики Беларусь и таможенные органы. Согласно таможенному кодексу таможенными органами называются республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Государственный таможенный комитет), и подчиненные ему таможенные органы Республики Беларусь, а в некоторых случаях также таможенные органы иностранных государств. Таможенные органы Республики Беларусь образуют единую республиканскую централизованную систему. При этом органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими многих функций. Данная группа субъектов таможенного права обладает общими функциями в рамках таможенного дела: способствование развитию внешней торговли Республики Беларусь; пополнение доходной части бюджета Республики Беларусь путем взимания таможенных платежей; пресечение, устранение и предупреждение нарушений в области таможенного законодательства. Ранее в таможенном законодательстве выделялись только две последние функции данной группы субъектов таможенного права.

     Субъекты, не обладающие властными полномочиями в области таможенного дела (физические и юридические лица, участвующие в перемещении товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь либо осуществляющие внешнеэкономическую деятельность). Физические лица могут участвовать в таможенных правоотношениях, осуществляя свои права и обязанности, как самостоятельно (непосредственно), так и через представителя. Таможенный представитель (брокер) — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право осуществлять таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом. При этом декларантом является лицо, которое декларирует товары и транспортные средства, или лицо, от имени которого декларируются товары и транспортные средства.

     Физические  и юридические лица как субъекты таможенного права Могут быть российскими либо иностранными. Иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства также являются субъектами таможенного права, но с учетом запретов и ограничений, установленных таможенным и иным республиканским законодательством РБ.

     Как было сказано ранее, среди субъектов  таможенного права могут быть выделены лица, которые не являются непосредственными участниками таможенных правоотношений, — так называемые заинтересованные лица. В соответствии со таможенным кодексом заинтересованные лица — это лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями либо бездействием таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.

     Система как научно-категориальное понятие  — это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Как правило, система имеет иерархическую структуру. Система таможенных органов в соответствии с таможенным кодексом представляет собой совокупность следующих таможенных органов: республиканского органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела; региональных таможенных управлений; таможни; таможенных постов.

     Кроме того, в систему таможенных органов  входят также иные учреждения подведомственные республиканскому органу исполнительной власти в области таможенного дела — это различные учебные заведения, таможенные лаборатории, научно-исследовательские институты, вычислительные центры и т.п. Важно отметить, что все органы, составляющие единую таможенную систему, согласно Конституции Республики Беларусь являются республиканскими. Исходя из этого, можно дать следующее определение таможенного органа — это республиканский орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли Российской Федерации. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Конституция Республики Беларусь

     2. Таможенный кодекс Республики Беларусь. Постатейный комментарий официальными документами коллектива специалистов Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.- Мн.: Агентство «Новое знание», 2004.-703 с.

     4. Романова Е. В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 224 с.

Информация о работе Таможенное дело