Регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы- комплексный теоретико-правовой анализ проблем оплаты труда, проведенный по следующим направлениям:
– всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования оплаты труда;
– выявление сущности и значения оплаты труда как института трудового права;
– рассмотрение проблем применения права в области реализации норм об оплате труда.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………..4
1. Теоретические аспекты заработной платы…………………………….6
1.1 Правовое обеспечение труда и его оплаты……………………...……6
1.2 Понятие и сущность заработной платы………………………………9
2. Государственное регулирование заработной платы…………………12
2. 1 Система оплаты и стимулирования труда…………………...……..12
2.2 Системы заработной платы…………………………………………15
2.3 Гарантии и компенсации……………………………………………18
3. Особенности регулирования заработной платы в бюджетной сфере……………………………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………....32

Работа состоит из  1 файл

резулирование заработной платы.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     - доплаты до прежнего среднего  заработка беременным женщинам  и кормящим матерям при переводе  на другую более легкую.

     К третьей группе гарантийных выплат относятся:

       оплата времени выполнения государственных или общественных обязанностей в размере среднего заработка работника. Работодатель обязан освободить работника на это время от основной работы в случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором. Орган, привлекающий работника в его рабочее время к этим обязанностям, выплачивает ему его средний заработок (например, время исполнения обязанностей народных заседателей оплачивает суд);

       сохранение среднего заработка  за работником за время осуществления  избирательного права, депутатских обязанностей, явки в МСЭК, в комиссию по назначению пенсий в качестве свидетелей, подтверждающих трудовой стаж, а также время выполнения иных государственных обязанностей. За время военных учебных сборов средний заработок работнику выплачивает Министерство обороны.

     Средний заработок для гарантийных выплат подсчитывается за два последних  месяца работы работника. В него включаются все виды выплат, подлежащих обложению подоходным налогом.

     Компенсационными  называются выплаты, возмещающие затраты работника, произведенные в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей: командировкой, переездом на работу в другую местность; за невиданную полагающуюся спецодежду, инструмент, когда он использовал свой, и за использование с согласия или с ведома работодателя в его интересах другого личного имущества работника. Минимальный размер компенсационных выплат устанавливается Правительством РФ.

     Виды  компенсационных выплат в оплате труда по трудовому праву следующие: командировочные, по переезду на работу в другую местность, за износ своего инструмента или другого личного имущества в интересах работодателя, за проезд к месту отдыха и обратно, вынужденного неполного рабочего времени, за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы.

     При командировке работнику возмещаются следующие расходы:

     - проездные туда и обратно по  среднему, как правило, классу  тарифа поезда (самолета, парохода);

     - по оплате жилья (если оно  не предоставляется бесплатно);

     - суточные за время командировки;

     - иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

     Компенсации в виде проездных и суточных выплачиваются  также при направлении работника  в другой населенный пункт на переподготовку, повышение квалификации.

     Компенсации при переезде на работу в другую местность выплачиваются за счет средств работодателя по новому месту работы. К ним относятся:

    • проездные на работника и переезжающих с ним членов семьи;
    • расходы по провозу багажа;
    • подъемные в виде единовременного пособия;
    • суточные за время пути;
    • расходы по обустройству на новом месте жительства.

     Компенсации за проезд к месту отдыха и обратно  работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей выплачиваются  раз в два года, а государственным  служащим, судьям и прокурорам —  ежегодно. 
 
 

     3. Особенности регулирования заработной платы в бюджетной сфере 

           Имеются особенности регулирования  заработной платы для работников  государственных и муниципальных  учреждений [3, ст.144]. Эти особенности можно охарактеризовать следующим образом:

     Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами в соответствии с федеральными нормативными актами – для федеральных госучреждений; в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ – для госучреждений субъектов РФ;  в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – для муниципальных учреждений.

     Обращаем  внимание на то, что госучреждения  и муниципальные учреждения также имеют право заключать коллективные договоры,  соглашения, локальные нормативные акты по оплате труда.

     Правительство РФ (Минздравсоцразвития РФ)  на протяжении 2007-2011 гг. разработало  пакет нормативных актов. С 1  декабря 2008 года все федеральные бюджетники перешли на новую систему оплаты труда, отказавшись от Единой тарифной сетки, которая существовала  с 1992 года. Суть реформы оплаты труда заключается в разделении федеральных бюджетников на профессиональные квалификационные группы (в каждой имеются профессиональные уровни, для каждого из которых установлены базовые оклады).

           Обращаем внимание на гарантию, установленную ст. 144 (ч. 3) ТК РФ: заработная  плата работников государственных  и муниципальных учреждений не  может быть ниже установленных правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

     Представители Минздравсоцразвития РФ разъясняли, что при новой оплате труда бюджетников “руководители предприятий получат возможность дифференцированно подходить к установлению заработной платы: работники будут получать зарплату в зависимости от количества и качества выполняемой работы”.

     Суть  новой системы оплаты труда бюджетников заключается в трёх составляющих зарплаты.

     Первая  часть – неизменный оклад, величину которого определяют должность сотрудника и его опыт. Размеры окладов  работников по профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учётом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности. Выплаты по должностным окладам составляют теперь 42,8% от зарплаты.

     Вторая  – компенсации (деньги за лишние отработанные часы, тяжёлые рабочие условия, вредные  воздействия и т.д.).

     Компенсационные выплаты устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера. В положениях об оплате труда  учреждений указываются наименования установленных выплат, их размеры  и условия осуществления. Компенсационные  выплаты устанавливаются в соответствии с законодательством и составляют 15,9% от зарплаты.

     Третья  – стимулирующие выплаты. Они  формируются на основе перечня стимулирующих  выплат руководителями учреждений и  исходят из необходимости определения  качественных и количественных показателей, при достижении которых данные выплаты и будут производиться. Стимулирующие выплаты составляют 41,3%.

     Должностные оклады руководителей федеральных  учреждений должны будут составлять три размера средней заработной платы работников основного персонала. К основному персоналу, согласно Положению, относятся работники, которые непосредственно обеспечивают выполнение основных функций учреждения. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития России.

     Размеры должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров будут устанавливаться на 10 – 30 процентов ниже оклада руководителя учреждения.

     Таким образом, руководители будут заинтересованы в том, чтобы не занижать зарплату работникам.

     Впервые за всю историю системы оплаты труда в бюджетной сфере значительная часть фонда оплаты труда стала расходоваться на стимулирующие выплаты.

     с 1 июня 2011 года фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений РФ повысился на 6,5%.

     Повышение фонда оплаты труда коснулось занятых в бюджетных учреждениях федерального подчинения. Речь идет о сотрудниках учреждений культуры, образования, здравоохранения, науки. В настоящее время численность работников, занятых в федеральных бюджетных учреждениях, составляет 3,7 млн человек.

     В октябре 2011 года произошла еще одной индексации оплаты труда федеральных бюджетников –на 6,5%.

     То  есть индексация в течение года составит 13%, что выше уровня прогнозируемой инфляции.

     Что касается работников бюджетной сферы  регионального и муниципального уровней, решение о повышении фонда оплаты труда принимается соответственно региональными и муниципальными властями. В этом вопросе они руководствуются едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год. Согласно документу, бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ на 2011 год на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы работников. 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     На  основе проведенного исследования можно  сделать вывод, что заработная плата - элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Оплата по труду каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается. Предоставление партнерам на рынке труда полной свободы самостоятельно устанавливать размер оплаты труда в зависимости лишь от результатов труда, без ограничения ее максимальным пределом - одно из объективных требований рыночной экономики. Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения

     Государственное регулирование оплаты труда включает:

     законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;

     налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;

     установление  районных коэффициентов и процентов  надбавок;

     установление  государственных гарантий по оплате труда.

     Отношения заработной платы регулируются Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами. Трудовые отношения могут  также регулироваться федеральными законами и законодательством субъектов  Российской Федерации.

     По  существу регулирование оплаты труда  строится исходя из установления зависимости  оплаты труда от значимых факторов: от видов систем оплаты труда, особенностей труда различных категорий работников (рабочих, руководителей, специалистов), индексации труда, отклонений от нормальных условий труда

     В соответствии с изменениями в  экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятие, которые самостоятельно устанавливают формы и системы заработной платы. Понятие заработная плата наполнилась новым содержанием и охватывает все виды заработков.

 

     

     Список  использованных источников. 

     
  1. Конвенция Международной Организации Труда  № 95 "Об охране заработной платы".
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 декабря
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 97 – ФЗ. – (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа 2004 г ) // СЗ РФ от 07.12.2004. №1. (ч.1).
  4. Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (ред. от 01.06.2011)
  5. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ Под ред. О.В. Ромашова, М.Е. Сорокиной. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.
  6. Андрияхина А.М., Гущина К.О.  Защита трудовых прав граждан: практическое пособие/ А.М. Андрияхина, К.О. Гущина. – М.: Дашков и К, 2008. – 187с.
  7. Андросова Л.А. Экономика труда: учебное пособие / Л.А. Андросов. – Пенза.: Пенз. гос. ун-т, 2005. – 160 с.
  8. Бакина С.И. Оплата труда: Организация, учет, налогообложение. - М.: Вершина, 2006 - 160 с.
  9. Волгин  Н.А. Экономика труда (социально трудовые отношения) : учебник/ Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», - 2006. – 736 с.
  10. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба: Анализ, проблемы, решения. - М.: Экзамен, 2004. - 222 с.
  11. Гончарова М. А. Дисциплина труда. Правовое регулирование. Практика. Документы / под ред. Ю.Л. Фадеева. -, 2006.
  12. Гусов К. Н. Ответственность по российскому трудовому праву : науч.-практ. пособие / К. Н. Гусов, Ю. Н. Полетаев. - М. : ТК Велби; Проспект, 2008.-140с.
  13. Ершова Е. А. Трудовое право в России [Электронный ресурс] / Е. А. Ершова. - М. : Статут, 2007.-231с.
  14. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: Курс лекций./ Д. А. Никонов-  М.: Норма, 2007. -432с.
  15. Панина А.Б. Трудовое право: учеб. пособие/А.Б.Панина- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,2008 -304с.
  16. Пиляева В.В.  Трудовое право России.  М.: «Питер», 2006-448с.
  17. Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. -: Юрайт-Издат, 2007. — 524с.
  18. Комментарий к Трудовому кодексу РФ  с постатейным приложением материалов / Отв. ред. А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов М.: -Юрайт, 2010.- 943с.
  19. Политика доходов и заработной платы: Учебник /Под ред.  П.В.Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.
  20. Трудовое право России. / Под ред. Куренного А.М. М.: Юристъ, 2004. —  496 с.
  21. Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. - М.: МЦФЭР, 2004.-25с.
  22. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы. // Человек и труд, №2, 2006 – С. 63-68, №3, 2006 – С. 61-66.

Информация о работе Регулирование заработной платы