Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:40, контрольная работа

Описание

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции РФ права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения……….4-7
2. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан
Безработными …………………………………………………………………8
2.1.Понятие занятости и занятых граждан………………………………..8 -10
2.2. Порядок и условия признания граждан безработными…………….10 - 14
2.3. Правовой статус безработного гражданина………………………14-16
2.4. Снятие с регистрационного учета ……………………………………17
3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд…………..18 - 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......22 - 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

право_1.docx

— 47.56 Кб (Скачать документ)

     - переезда в другую местность;

     - установления злоупотреблений со  стороны граждан (сокрытие заработка  (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других  недостоверных данных для признания  безработными и т.п.);

     - осуждения к наказанию в виде  лишения свободы;

     - назначения в соответствии с  пенсионным законодательством РФ  пенсии по старости (возрасту), за  выслугу лет.

     Нарушение установленного порядка регистрации  безработных граждан влечет за собой  ответственность должностных лиц  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 

      3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд 

     В соответствии с Законом о занятости  населения государство гарантирует  безработным:

     - выплату пособия по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;

     - выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по  направлению органов службы занятости;

     - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

     - возможность участия в оплачиваемых  общественных работах.

     Согласно  Положению об организации общественных работ4, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

     К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и других чрезвычайных ситуаций и  требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных  и ответственных действий в кратчайшие сроки.

     Общественные  работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и  при участии территориальных  органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных  и других неквалифицированных работ  по следующим направлениям: строительство  и ремонт дорог, прокладка водопроводных  и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка  и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

     С лицами, желающими участвовать в  общественных работах, заключается  срочный трудовой договор. Направление  на участие в общественных работах  в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие  граждан на общественных работах  допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии  в общественных работах может  быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

     Общественная  работа считается подходящей для  следующих категорий граждан: впервые  ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах  службы занятости более 18 месяцев, а  также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской  деятельностью; стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

     В период участия безработных граждан  в общественных работах за ними сохраняется  право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных  в п. 15 Положения.

     На  граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

     Важной  гарантией социальной поддержки  безработных граждан является положение  о том, что период получения пособия  по безработице, период участия в  оплачиваемых общественных работах  и период переезда по направлению  государственной службы занятости  в другую местность для трудоустройства  засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»5. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

     По  предложению органов службы занятости  при отсутствии возможности для  трудоустройства безработным гражданам  из числа уволенных в связи  с ликвидацией организации или  сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с  их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего  право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

     Трудовое  законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным  в связи с ликвидацией организации  или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим  трудовой спор (ст. 394 ТК РФ). В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым  в связи с ликвидацией организации  или сокращением штата, выплачивается  выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также  за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня  увольнения (с зачетом выходного  пособия). В исключительных случаях  средний месячный заработок сохраняется  за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

     Безработным гражданам, утратившим право на пособие  в связи с истечением периода  его выплаты, органами службы занятости  и органами исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь (ст. 36 Закона о занятости  населения). 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современных условиях, когда существование  безработицы признается не только в  качестве явления неизбежного, но и  в некотором смысле явления полезного, государство принимает на себя обязательства  по оказанию содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

     Нормы института занятости и трудоустройства  направлены на социальную защиту безработных  граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью  органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению  органов службы занятости, выплата  пособия по безработице, направление  на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

     Трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

     Трудоустройство является гарантией осуществления  права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость и  иных.

     В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как  следствие, возрастает необходимость  государственного регулирования рынка  труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 1 ТК основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.

     На  сегодняшнем этапе развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая  отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и  занятости. На мой взгляд, уже можно  говорить о выделении из трудового  права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с  трудом, которые могут составить  основу самостоятельной отрасли  законодательства о занятости и  трудоустройстве (как в свое время  произошло с правом социального обеспечения).

     В пользу этого тезиса свидетельствует  наличие большого количества нормативного материала, специфический предмет  правового регулирования. Законодательство о занятости и трудоустройстве  регулирует вопросы, отличные от трудового  законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это  не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Нормативная литература 

     
  1. Федерального  закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  3. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  4. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 (ред. от 11.01.2007) «Об утверждении Положения об организации общественных работ». Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Справочная правовая система КонсультантПлюс.
 

     Специальная литература 

     
  1. Колобова  С.В. Трудовое право России: учебное  пособие для вузов. ЗАО Юстицинформ. 2005.
  2. «Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации» (краткий) / Под ред. Ю.П. Орловского. КОНТРАКТ. ИНФРА∙М. 2006.
  3. Миронов В.И. Трудовое право России: учебник. ООО «Журнал «Управление персоналом». 2005.
  4. Парягин О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. № 5. 2007.

 


Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан