Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:40, контрольная работа

Описание

Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции РФ права на защиту от безработицы в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения……….4-7
2. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан
Безработными …………………………………………………………………8
2.1.Понятие занятости и занятых граждан………………………………..8 -10
2.2. Порядок и условия признания граждан безработными…………….10 - 14
2.3. Правовой статус безработного гражданина………………………14-16
2.4. Снятие с регистрационного учета ……………………………………17
3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд…………..18 - 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......22 - 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

право_1.docx

— 47.56 Кб (Скачать документ)

     ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Общая  характеристика законодательства о занятости населения……….4-7

2. Понятие  занятости, порядок и условия признания граждан

Безработными   …………………………………………………………………8

2.1.Понятие  занятости и занятых граждан………………………………..8 -10

2.2. Порядок  и условия признания граждан  безработными…………….10 - 14

2.3. Правовой  статус безработного гражданина………………………14-16

2.4. Снятие  с регистрационного учета ……………………………………17

3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд…………..18 - 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......22 - 23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также  на защиту от безработицы.

     Основным  социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение  занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые  позволят им жить достойно.

     Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между  различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

     Стремление  любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с  тем, что именно трудом создаются  материальные блага, но и с тем, что  труд и вознаграждение за него позволяют  человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

     Практически все важнейшие международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина содержат положения  о взаимообусловленности свободного труда, свободного выбора рода деятельности и профессии, защиты от безработицы. Поэтому закрепление в Конституции  РФ права на защиту от безработицы  в качестве неотъемлемого элемента защиты трудовых прав имеет жизненно важное значение для всех лиц наемного труда и для общества в целом.

     Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить  экономическую политику, способствующую занятости населения, и бесплатно  помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве или переобучении.

 

  1. Общая характеристика законодательства о занятости населения

     Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными  нормативными правовыми актами.

     Статьи 34, 37 Конституции РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в  сфере занятости и трудоустройства. Положения названных статьей  гарантируют гражданину свободное  распоряжение своими способностями  к труду, включая свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности. Положения всех нормативных  актах, регулирующих отношения в  области занятости и трудоустройства  должны соответствовать Конституционным  нормам.

     К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение  членов общества работой. К отношениям в области занятости и трудоустройства  могут быть применены следующие  конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала, Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

     Отношения в сфере занятости населения  в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

     Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее  Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства. В первой главе, посвященной общим положениям, даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.  Хотелось бы отметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. Данная глава нуждается в разработке норм, которые могут составить правовую основу контроля за соблюдением законодательства о занятости и привлечения к ответственности за его нарушения.

     На  федеральном уровне приняты и  подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области  занятости и трудоустройства. В  частности, Постановлением Правительства  РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден  Порядок регистрации безработных  граждан, Постановлением Правительства  РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение  об организации общественных работ.

     Ст. 7 Закона РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» предусмотрена  возможность регламентации отношений  в области занятости и трудоустройства  на уровне законодательства субъектов  Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные  Конституцией РФ, международно-правовыми  актами, а также федеральным законодательством. Наличие в законодательстве субъектов  Российской Федерации условий, умаляющих  права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической  силе законодательством, позволяет  требовать признания нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в  части недействующими или недействительными. Следовательно, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.

     В п. 3 ст. 7 Закона РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» органам  местного самоуправления предоставлено  право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и  региональным законодательством льготы и компенсации. Однако органы местного самоуправления не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительными.

 

      2. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными 

     2.1.Понятие занятости и занятых граждан 

     Право граждан на обеспечение занятости  и содействие в трудоустройстве  является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению  занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению  органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование  неправомерных действий органов  службы занятости, в том числе  в судебном порядке.

     В ст. 1 Закона РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» занятость  определена как деятельность граждан, связанную с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

     Из  содержания рассматриваемого определения  можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет  признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для  удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств  относится возмездный характер указанной  деятельности. Общим правилом ее осуществления  является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность  замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса  о признании гражданина занятым  является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

     Таким образом, определение занятости  носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

     В соответствии с ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»1 (далее Закон) занятыми считаются граждане:

     - работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного либо неполного рабочего  времени, а также имеющие иную  оплачиваемую работу (службу), включая  сезонные, временные работы, за исключением  общественных работ (кроме граждан,  участвующих в общественных работах  и указанных в п. 3 ст. 4 этого  Закона);

     - занимающиеся предпринимательской деятельностью;

     - занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

     - выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание  услуг, в том числе по договорам,  заключенным с индивидуальными  предпринимателями, авторским договорам,  а также являющиеся членами  производственных кооперативов, артелей;

     - избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

     - проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

     - проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего профессионального образования  и других образовательных учреждениях,  включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

     - временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом  на военные сборы, исполнением  других государственных обязанностей  или иными уважительными причинами;

     - являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав  в отношении этих организаций.

     Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков, перечисленных в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан