Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.

Работа состоит из  1 файл

диплом(2).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

    Соглашения  предусматривают ежегодный обмен информацией о работодателях и заказчиках работ (услуг), привлекающих трудящихся-мигрантов из государства другой Стороны, а также данными о численности и профессиональном составе привлеченных работников.

    Предусматривается включение работника в другие, равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора, в случаях ликвидации предприятия и сокращения численности работников45. При невозможности трудоустройства на высвобождаемых работников распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства

    Некоторые международные договоры регулируют вопросы возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Подробно эти вопросы оговорены в договорах Российской Федерации с Украиной и Молдовой.

    Особо необходимо выделить отношения Российской Федерации и Республики Беларусь. Рассмотрим Договор «О создании Союзного государства»46, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 8 декабря 1999 года. Согласно статье 18 данного документа, вопросы миграции относятся к совместному ведению Союзного государства и государств-участников указанного Договора.

    В подписанной в соответствии с  этим документом Программе действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года сказано, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития союзного государства будет являться, в частности, и межгосударственная миграция рабочей силы.

      Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»47, принятое в целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий, устанавливает не только то, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Было указано также, что документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.

    В решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 указывается также, что граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

    Трудовая  деятельность гражданина государства  выезда на территории государства трудоустройства  регулируется на основе трудового договора в соответствии с законодательством  о труде государства трудоустройства.

    Трудовой  стаж, включая стаж, исчисляемый  в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в  связи с трудовой деятельностью  на территории Республики Беларусь и  РФ, взаимно признается за их гражданами. Исчисление трудового стажа граждан производится в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

    При высвобождении работника, являющегося  гражданином государства выезда, в связи с осуществлением мероприятий  по сокращению численности или штата  работников, ему предоставляются льготы и компенсации, установленные законодательством о труде государства трудоустройства.

      В настоящее время находится   в процессе ратификации  Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Белоруссия и гражданам Республики Белоруссия в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Положениями указанного Соглашения устанавливаются равные права граждан Белоруссии и России, постоянно проживающих на территории другого государства,  на получение медпомощи, включая бесплатное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения двух государств.

    Заключаемые в последние годы подобного рода двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами более объемны по своему содержанию и касаются значительно большего количества вопросов по сравнению с теми соглашениями, которые принимались в начале девяностых годов.

Однако, следует подчеркнуть необходимость  модификации двусторонних Соглашений, заключенных в 90-е годы, положениями, которые содержатся в более современных  межправительственных актах, дополнить их положениями, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения и государственного социального страхования работников и членов их семей, которые в настоящее время регулируются отдельными многосторонними и двусторонними Соглашениями.

    В силу исторических, социально-экономических, геополитических и других причин Россия принимает активное участие в правовом регулировании процессов трудовой миграции в рамках Содружества Независимых Государств. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, ратифицированный Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией Молдавией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, направлен на поэтапное создание общего экономического пространства государств-участников СНГ на базе рыночных отношений, что предполагает свободное перемещение рабочей силы в пределах территории «экономического союза».

    Одним из основополагающих документов является Соглашение Правительств государств-участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов»48 от 15 апреля 1994 года, в основном посвященное унификации коллизионных норм в области трудовой миграции. Следует отметить, что указанное Соглашение подписано всеми государствами-участниками СНГ, но не вступило в силу в Грузии и Туркменистане.

    Соглашение  регулирует основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов  и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность у работодателя на территории другого государства-участника соглашения в соответствии с его законодательством. 

    Соглашение  не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью получения образования.

    В соглашении закреплены следующие основные нормы:

    Порядок привлечения иностранных работников-граждан СНГ, а также квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются  страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.

    Въезд работников на территорию страны трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на ее территории законодательством и соглашениями, заключенными между странами выезда и трудоустройства.

    Стороны могут потребовать досрочного прекращения  трудовых отношений и возвращения мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и правил пребывания иностранных граждан.

    Трудовая  деятельность работника оформляется  трудовым договором, заключенным с  работодателем на государственном  языке страны трудоустройства и русском языке в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства. В трудовом договоре, который вручается работнику до его выезда, должны содержаться основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, об условиях труда и его оплаты, о продолжительности рабочего дня и времени отдыха, об условиях проживания,   а  также   о   сроке   действия   трудового   договора,   об   условиях   его расторжения, о порядке покрытия транспортных расходов. Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства.

    Если  трудовой договор расторгнут в связи  с ликвидацией или реорганизацией организации, сокращением численности  штата работников, на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации согласно законодательству страны трудоустройства для высвобожденных по указанным основаниям работников. В этом случае трудящийся-мигрант подлежит возвращению в страну выезда за счет средств работодателя49.   

    Налогообложение трудовых доходов работников страны выезда осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством страны трудоустройства. Стороны не допускают двойного налогообложения заработанных работниками средств.

    Работники могут осуществлять перевод заработанных средств на территорию страны выезда в соответствии с законодательством страны трудоустройства и с учетом двусторонних соглашений.

    Каждая  из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный, в установленном на территории страны выезда порядке, перевода документов на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства работодатель выдает работнику справку или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

    Еще один многосторонний акт, принятый в  рамках СНГ – межправительственное соглашение государств-участников СНГ от 09.09.1994 г. «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей»50.

    Возмещение  вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, производится работодателем  страны, законодательство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного повреждения здоровья, смерти. Работодатель, ответственный за причинение вреда, производит его возмещение в соответствии со своим национальным законодательством. Пересмотр степени тяжести трудового увечья и профессионального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством страны, на территории которой он проживает.

    Наряду  с вышеуказанным соглашением государства-участники СНГ заключили еще два соглашения:

    - Соглашение от 09.12.1994 г. «О порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания»51, которым устанавливается порядок расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками временно находящимися на территории другого государства в командировке;

    - Соглашение  от 09.12.1994 г. «О сотрудничестве в области охраны труда»52. Данное соглашение указывает, что государства – участники, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования  и реализации национальной политики в области охраны труда: считают целесообразным проведение скоординированной политики по вопросам охраны труда с учетом общепринятых международных норм и правил; признают стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единые нормы и правила по охране труда в качестве межгосударственных по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом требований национального законодательства сторон и результатов совместной работы, направленной на совершенствование ССБТ; утверждают согласованные или совместно разработанные нормы и требования по охране труда к взаимопоставляемым машинам, механизмам, оборудованию, материалам, технологиям, средствам охраны труда; применяют согласованные термины и определения в области охраны труда; создают совместную информационную систему с банком данных по охране труда и организуют публикации по этому вопросу.

    Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ в 1995 году одобрила региональную Конвенцию, так называемый рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»53. Документ содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ. В числе целей принятия вышеуказанного акта: урегулировать процесс трудовой миграции в рамках СНГ, обеспечить права трудящихся-мигрантов независимо от того,  на чьей территории они находятся; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в данной области.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ