Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.

Работа состоит из  1 файл

диплом(2).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

    Рекомендации  МОТ от 1955 г. № 100 «О защите трудящихся-мигрантов  в слаборазвитых странах и  территориях»25 предлагают устанавливать минимальные ставки заработной платы работникам-мигрантам решением компетентного органа власти или в коллективном договоре.

    На  региональном уровне проблемы обеспечения  трудовых прав трудящихся-мигрантов  закреплены в четырех актах Совета Европы: Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод (1950г.)26, Европейской социальной Хартии (1961г.) и пересмотренной 03 мая 1996г.27, Европейской Хартии об основных социальных правах трудящихся (1989г.)28,  Европейской Конвенции «О правовом положении трудящихся-мигрантов» (1977г.)29.

    Названные конвенции по своему содержанию аналогичны или близки соответствующим актам  ООН и МОТ. Центральное место  среди них занимает Европейская  Конвенция «О правовом положении  трудящихся-мигрантов». В ней содержатся нормы, касающиеся права на выезд, въезд, процедуры, связанной с заключением трудового договора; разрешений на проживание и на работу; обучения, языковой подготовки; условий труда; перевода сбережений мигрантов на родину; несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинской помощи; право доступа в суды и административные органы принимающего государства и т.п.

    В установлении трудовых стандартов Европейского Союза особое значение имеет Регламент 1612/6830, который, закрепляя основы правового положения работника-мигранта, определяет условия допуска последнего к работе по найму. В нем, в частности, говорится о равной возможности получения предложений о трудоустройстве в другом государстве-члене МОТ, о равном обращении при осуществлении работы по найму к работникам-мигрантам по сравнению с работниками-гражданами принимающего государства, о равных правах на вознаграждение и т.д.

    Международные стандарты труда – одно из достижений современной правовой науки, отразившее результаты согласованной деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств31.

    Ни  один международный стандарт, касающихся регулирования труда работников-мигрантов, не ратифицирован Российской Федерацией.

    В настоящее время готовится к  ратификации Европейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году и пересмотренная в 1996 году. Хартия воплощает своего рода европейский  эталон уровня условий труда, охраны трудовых прав работников – эталон, которому должна соответствовать национальная система трудового права России как участницы Совета Европы32.

    Особое  значение в плане рассмотрения темы, имеет статья 19 Европейской социальной Хартии, устанавливающая основы правового статуса рабочих-мигрантов. Названная статья попадает в число статей, к которым Российская Федерация не готова присоединиться в настоящее время. Считаю, что российское законодательство идет в данном, конкретном, случае путем приближения к международно-правовым нормам, а именно, использует включение международных стандартов в текст российских законов.

    Примером  такого документа является Государственная  программа по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 63733.  В названной программе предусмотрены мероприятия, обеспечивающие работников-мигрантов точной информацией об условиях трудоустройства и по  вопросам, связанным с выездом, проездом, обустройством в стране места работы, и намечены  конкретные мероприятия (с указанием ответственных административных органов государственного контроля)  для организации приема переселенцев в отношении: заработной платы и других условий труда; членства в профсоюзах и пользования благами коллективно-договорного регулирования труда, жилья,  что соответствует пунктам 1, 2, 4 статьи 19 Европейской социальной Хартии.

    Каковы  бы ни были причины, по которым ратификация  международных договоров по регулированию труда работников-мигрантов откладывается, необходимость их изучения и приведения в соответствие с ними национального законодательства представляется актуальной.

    Включение международных норм, регламентирующих трудовые права работников-мигрантов, в правовую систему государства посредством официального санкционирования компетентным органом снимает или, по меньшей мере, ослабляет остроту проблемы о приоритете той или иной нормы международного права над внутригосударственной и наоборот34.

    На  основании обобщения приведенных актов международно-правового регулирования труда работников-мигрантов, разработанных в рамках МОТ, ООН, Европейского Союза, перспективной видится ратификация актов международных организаций, потому что законодательство международного уровня является наиболее проработанным, отвечает более жестким требованиям, чем национальное.  
 
 
 
 

    § 3. Нормативно правовые акты Российской Федерации о правовом статусе иностранных граждан.

    Правовое  положение иностранных граждан  в Российской Федерации определено, прежде всего, Конституцией Российской Федерации.

    Согласно  пункту 3 статьи 62 Конституции РФ, «лица не являющиеся гражданами России и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами граждан Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации».

    Основным актом, определяющим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и регулирующим отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, которые возникают в связи с осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»35.

    Иностранные граждане пользуются правом свободно выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона     № 115-ФЗ).

    С 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»36. С введением этого закона и соответствующего нормативно-правового сопровождения, правовое поле в сфере  регулирования труда иностранных граждан, прибывших  в Россию в рамках безвизового режима из стран СНГ (за исключением Грузии и Туркмении), стал более либеральным по отношению к гражданам, прибывающим в страну в  визовом порядке. По новому порядку работодатель может привлекать и использовать  граждан стран СНГ без получения специального на то разрешения,  а работники самостоятельно в упрощенном порядке оформляют разрешения на работу.

    В числе федеральных законов, определяющих особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, следует назвать Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»37.

    В соответствии со статьей 24 данного  закона иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию России и выезжать из России только при наличии российской визы (если иное не предусмотрено международным договором РФ) по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

    Указ  Президента РФ от 19.08.2004 г. № 928 «Вопросы федеральной Миграционной службы»38 утверждает положение о Федеральной миграционной службе, в числе основных полномочий которой можно отметить следующие: оформление и выдача иностранным гражданам виз для въезда в Российскую Федерацию; документов для проживания и временного пребывания; регистрация иностранных граждан (в том числе и дактилоскопической); выдача работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников; выдача работникам разрешений на работу (также все действия, связанные с приостановлением срока или аннулирования выше названных разрешений); производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции и т.д.

    При регулировании трудовых отношений  с участием иностранцев применяются  различные акты Президента РФ и Правительства  РФ, соответствующих федеральных  органов исполнительной власти.

    Так, в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан, Правительство РФ ежегодно устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России (п. 3 ст. 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

    Постановлением  Правительства от 07.11.2008 г. № 835 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»39 утверждена квота в количестве 3 976 747 разрешений на работу.

    Таким образом, трудовая деятельность иностранных работников в Российской Федерации  регулируется  на уровне федеральных законов, а также различных подзаконных нормативных правовых актов.  

    § 4. Международные нормативно правовые акты Российской Федерации и государств-участников СНГ. 

    Наряду  с многосторонними соглашениями о трудовой миграции двусторонние международные договоры России со странами СНГ, касающиеся трудящихся-мигрантов, имеют особую важность. В первую очередь, это обусловлено высоким уровнем международного трудового обмена в рамках СНГ, что объясняется созданными еще в период существования СССР экономическими, культурными и родственными связями.

    В 90-е годы Россия заключила двусторонние межправительственные соглашения с  некоторыми из стран ближнего зарубежья:

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств» от 14 января 1993 года40;

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств» от 27 мая 1993 года41;

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «О трудовой деятельности социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации» было заключено 19 июля 1994 года42.

    Соглашение  между Правительством Российской Федерации  и Правительством Киргизской Республики «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов» от 28 марта 1996 года43.

    Указанные выше двусторонние соглашения близки по своему содержанию. Они закрепляют принцип применения национального режима к трудящимся-мигрантам из соответствующей страны, то есть въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудоустройства. В них установлено, что работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами и что при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая сторона на основе взаимной договоренности может вводить ограничения на прием работников другой стороны44.

    Трудовой  стаж, включая стаж, исчисленный в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обоих государств, взаимно признается.

    В соответствии с Соглашениями трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность на территории принимающего государства:

    - в рамках выполнения гражданско-правовых договоров, заключенных между юридическим лицом государства выезда и юридическим (физическим) лицом принимающего государства, – на срок действия гражданско-правового договора. В случае, если это необходимо для выполнения работ в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором, указанный срок может быть продлен до 1 года;

    - на основе трудового договора (контракта), заключенного с работодателем принимающего государства;

    - на основе гражданско-правовых договоров о выполнении работ (услуг), заключенных трудящимися-мигрантами с заказчиком работ (услуг) принимающего государства.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ