Правовое положение иностранных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:55, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является всесторонний анализ особенностей регулирования труда иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, а также влияние нормативно-правовой базы по регламентации их правового статуса на реализацию прав и обязанностей в сфере труда граждан этой категории.

Работа состоит из  1 файл

диплом(2).doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

    Из  последнего определения следует, что  в отличие от конвенций МОТ, вышеназванное  Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих работы или оказывающих  услуги по гражданско-правовым договорам. Также не применяется к беженцам, вынужденным переселенцам, лицам свободных профессий и артистам, въехавшим на короткий срок, лицам, приезжающим с целью получения образования и лиц без гражданства.

    Анализ  международных актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного применения термина трудящийся-мигрант.

    Приведенные примеры универсального международно-правового  регулирования свидетельствует  о цели указанных источников –  соблюдение «сквозной нормы в  области прав человека» - запрета дискриминации, обеспечивающей принадлежность прав и свобод человека, а также равную их защиту независимо от национальной принадлежности, гражданства и других различий14.

    Иностранные граждане, вступающие в трудовые отношения  на территории Российской Федерации, подразделяются на ряд категорий, правовое регулирование трудовой деятельности которых имеет свои особенности. По разным основаниям могут быть выделены следующие основные категории иностранных граждан:

    - по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

      постоянно проживающие;

      временно  проживающие;

      временно  пребывающие, в том числе привлеченные на определенный срок из других государств;

    - по основаниям (мотивам) въезда  в Россию:

      трудящиеся-мигранты;

      беженцы;

      лица, прибывшие в целях обучения;

    - по видам организаций, с которыми  иностранные граждане состоят  в трудовых отношениях:

      работающие  в российских организациях;

      работающие  на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, в том  числе с долевым участием, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, в филиалах иностранных юридических лиц;

      работающие  на предприятиях и в организациях, расположенных в свободных экономических  зонах (СЭЗ);

      командированные иностранными юридическими лицами в  Российскую Федерацию для выполнения отдельных работ;

      работники дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

    Данная  классификация, безусловно, не является исчерпывающей, однако позволяет обозначить многообразие категорий работающих в России иностранцев15. Далеко не все из них можно определить понятием «трудящийся-мигрант».

    Для дальнейшего уточнения исследуемого понятия обратимся к российскому  законодательству.

    Следует обратить внимание на некоторое несоответствие между действующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации и международными документами в части определения понятия лиц, особенности регулирования труда которых являются предметом рассмотрения настоящей работы.

    В различных международных документах используются такие понятия как «трудящийся-мигрант», «работник-мигрант», «нелегальный мигрант» и т.д., которые не употребляются в национальном праве Российской Федерации16.

    В нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы выдачи и получения разрешений для трудоустройства этой категории лиц, используется термин «иностранный гражданин».

      Под иностранным гражданином  в соответствии с Федеральным  законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»  понимается физическое лицо, не  являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (подданства). При этом особо указано, что в целях данного закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

    Осуществляя в установленном порядке трудовую деятельность, иностранец приобретает  статус иностранного работника: согласно ст. 2 вышеназванного закона, «иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

    В данном случае трудовая деятельность включает не только работу по трудовому договору, но и выполнение работ (оказание услуг) на основании гражданско-правовых договоров.

    В отличие от термина «трудящийся-мигрант» используемого в международном  трудовом праве, понятие «иностранный работник», в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

    Термин  «трудящийся-мигрант», используемый в  статье 2  Международной Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей» включает в себя лиц, занимающихся вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору найма, которые обеспечивают за счет такой деятельности средства самого существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами   своей семьи, а также любого другого трудящегося-мигранта, признаваемого трудящимся, работающим не по найму, в соответствии с применимым законодательством государства работы по найму или двусторонними, или многосторонними соглашениями17, то есть, практически, категорию лиц, называемых индивидуальными предпринимателями в российской законодательстве.

    Российские законодатели отказались от заимствования общепринятого в международном праве термина «трудящийся-мигрант». Применяемое в законодательстве Российской Федерации понятие «иностранный работник» можно рассматривать как синоним понятия «трудящийся (работник)- мигрант», используемого в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также в других международных документах, в которых дается несколько определений трудящегося (работника) – мигранта, поскольку до настоящего времени не существует юридически точного определения этого понятия18.

    В связи с тем, что в категорию  «иностранный работник» попадают лица, имеющие вид на жительство, то есть постоянно проживающие в Российской Федерации, на которых не распространяется разрешительный порядок трудоустройства, возникает необходимость уточнить определение, данное в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    Обобщив вышесказанное, представляется возможным дать следующее определение:  иностранный работник – это иностранный гражданин (лицо без гражданства), на законном основании занимающийся оплачиваемой деятельностью по трудовому или гражданско-правовому договору, в Российской Федерации.  
 
 
 
 

    § 2. Значение международно-правовых акты, закрепляющие права работников-мигрантов, в регулировании труда иностранных работников в Российской Федерации.

    Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных прав и интересов работников19.

    Источники международно-правового регулирования труда включают разнообразные элементы, прежде всего акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, акты, принятые региональными объединениями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, а также двусторонние договоры между государствами.

    Главный вклад нормативных актов ООН  в международно-правовое регулирование  трудовых отношений заключается  в формировании каталога основных прав человека, которые должны содержаться  в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной.

    Под эгидой Организации Объединенных Наций  был принят ряд важных документов, направленных на обеспечение возможности гражданам- мигрантам осуществлять профессиональную деятельность в других странах на условиях, исключающих ущемление их законных интересов и достоинства, дискриминацию в отношении их социальных и трудовых прав.

    Международный пакт о гражданских и политических правах20 (принятый в 1966 году) закрепил норму, обязывающую государства-члены ООН обеспечить право граждан на выезд.

    Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов  и членов их семей21 (принята резолюцией № 45/158 Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года) содержит более 90 статей, включающих положения о защите прав, ликвидации дискриминации, содействии созданию нормальных, справедливых, гуманных и законных условий в отношении международной миграции трудящихся и членов их семей.

    Согласно  вышеуказанной Конвенции к трудовым правам относятся свобода труда (запрет для трудящегося-мигранта принудительного и обязательного труда (ст. 11, 52), право принимать участие в собраниях и мероприятиях профсоюзов и любых других ассоциаций, созданных в соответствии с законом с целью защиты их экономических, социальных, культурных и других интересов, подчиняясь только правилам соответствующей организации, право свободно вступать в любые профессиональные союзы, обращаться за помощью и поддержкой к любому профессиональному союзу (ст. 26), право создавать ассоциации и профсоюзы в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов (ст. 40).

    Основная  часть международных норм, регулирующих труд работников-мигрантов, заключена  в конвенциях и рекомендациях  МОТ, прежде всего в конвенциях «О трудящихся-мигрантах» от 1949 г. № 9722 и «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» от 1975 г.  №  14323.

    В них закреплены следующие правила:

    - государствам предоставлено право  ограничить доступ мигрантам к определенным видам работ, когда это необходимо в государственных интересах;

    - государственным властям предписано  требовать, чтобы один экземпляр  трудового договора был получен  мигрантом до его отъезда или  выдавался ему в приемном пункте  в момент прибытия на территорию страны приема и чтобы мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда об общих условиях жизни и работы, которые ожидают его в стране миграции;

    - свободный выбор занятости в  государстве работы по найму  предоставляется мигранту при  условии, что он законно проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет;

    - при наличии ограничений при  найме трудящихся-мигрантов в  отдельных странах, существующие  ограничения должны по возможности  перестать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране приема определенный срок, как правило, более пяти лет;

    - потеря работы трудящимся-мигрантом,  законно проживающим в стране  миграции, не влечет за собой  отмены вида на жительство  или разрешения на право работы. Такой мигрант имеет равные права с местными работниками, в частности в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, а также временной работы в случае безработицы и переподготовки;

    - трудящийся-мигрант не должен  высылаться в страну происхождения на том основании, что он не в состоянии продолжать выполнять работу по болезни или увечью, полученному  после его прибытия в страну. Компетентный орган государственной власти может решить, что данное правило применятся к мигрантам только по истечении определенного периода, который не должен превышать пять лет со дня выдачи разрешения на постоянное жительство.

    Конвенция МОТ  от 06.02.1982 г. № 158 «О прекращении  трудовых отношений по инициативе работодателя»24 предусматривает принцип, что трудовые отношения с иностранными работниками не прекращаются, если для этого нет законных оснований.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в РФ