Общая характеристика источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:47, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права 7
1.1.Система источников трудового права и ее особенности 7
1.2.Конституция Российской Федерации и международные акты в системе источников трудового права 13
1.3.Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
Глава 2.Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права 30
2.1 Трудовое законодательство 30
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты 32
Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права 39
3.1Акты социального партнерства 39
3. 2 Локальные нормативные акты 55
Заключение 64

Работа состоит из  1 файл

диплом источники.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

По сроку они подразделяются на акты:

постоянного действия (правила внутреннего  трудового распорядка, положения, должностные  инструкции, технологическая документация и т.п.), которые сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены;

с определенным сроком действия, устанавливаемым  либо в централизованном порядке, либо самим локальным актом (срок действия коллективного договора не более  трех лет);

одноразового использования (распоряжение руководителя организации о порядке и размере возмещения расходов, связанных со специальной командировкой группы работников).

В зависимости от конкретной роли которую локальные акты играют в  установлении правопорядка, их можно  разделить на регулятивные и правоохранительные. Первые закрепляют непосредственно права и обязанности работодателей и работников, вторые — ответственность за нарушение локальных норм или норм, содержащихся в централизованных правовых актах12. Подавляющее большинство локальных актов относится к числу регулятивных: положения о премировании, графики предоставления ежегодных отпусков, технологические инструкции и стандарты и др.

Одним из наиболее важных правоохранительных актов являются Правила внутреннего  трудового распорядка, которые определяют многие властные полномочия работодателя. Правила утверждаются работодателем, но с учетом мнения представительного органа работников. О них мы уже рассказывали достаточно подробно.

1. По сфере действия локальные  нормативно-правовые акты делятся на применяемые:

в пределах предприятия в целом;

в филиалах, представительствах;

в отдельных структурных подразделениях;

в различного рода органах, создаваемых  на предприятии, в трудовых коллективах  разных уровней.

2. По кругу субъектов их можно  разделить на общие (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) и специальные (положение о премировании отдельных работников, о предоставлении льгот лицам, обучающимся без отрыва от производства, и т.д.). Первые распространяются на всех или на большинство рабочих и служащих предприятия, вторые — на определенную их часть, выделяемую по различным основаниям: пол, возраст, условия, формы организации труда, выполняемая работа.

Применительно к субъектам, участвующим  в разработке и принятии локальных  актов, последние можно классифицировать на принимаемые:

непосредственно работниками на общем  собрании (конференции);

единолично работодателем (постановление  о стимулирующих выплатах, должностные  инструкции);

работодателем с участием представительного  органа работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о вознаграждении по итогам работы предприятия за год);

представителями работодателя и работников (порядок работы комитета (комиссии) по охране труда на предприятии).

Можно отметить, что в условиях рыночной экономики значительно возрастает степень воздействия на трудовые отношения внутри организации различных видов и форм локальных нормативных правовых актов.

 

Заключение

 

Изложение теоретических основ  формирования локальных нормативных актов как внутренних документов организации, изучение особенностей их разработки для юридических лиц и рассмотрение вопросов ответственности за их несоблюдение могут способствовать повышению уровня локального нормотворчества. В настоящее время локальные нормы уже, как правило, не воспринимаются только как нормы, восполняющие пробелы в нормативной государственной системе и имеющие как бы вспомогательный, дополнительный, субсидиарный характер. Современные авторы признают за локальными нормами самостоятельное регулирующее значение. Именно поэтому централизованные и локальные нормы следует рассматривать не в режиме подчинения, а как нормы соподчиненные. Вместе с тем, локальные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Положение о том, что нормы, имеющие меньшую юридическую силу, не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, является одной из юридических аксиом. При формировании и применении локальных норм необходимо выдерживать их баланс. Так, локальных норм не должно быть мало, поскольку «вакуум» в регулировании жизни коллектива корпорации все равно чем-то и как-то будет заполнен: либо его захлестнет анархия, либо порядок будет наводиться «государственной рукой». Отношения же, которые не вызывают опасности дезорганизации жизни коллектива, могут быть урегулированы нормами индивидуальными, в частности договорными. Оправдано подчинение (либо согласование) личностных интересов интересам коллективным по основным вопросам производственной жизни, но по вопросам, носящим несущественный характер, лучше дать члену коллектива возможность решать их самостоятельно.

 

 

Список литературы

1. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: теоретические проблемы. Дисс… докт. юрид. наук. М. 1998.

2. Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. №4. С. 36-41.

3. Миронов В.И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика. Автореф. дисс… докт. юрид. наук. М. 1998 С.20; Рубанов А.А. Понятие источника права как проявление метафоричности юридического сознания. М. 1997.

4. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М. 1996. С.75, 257-259, 269-297.

5. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст.3; Российская газета. 2002. 27 июля.

6. СЗ РФ. 1995. № 35. Ст.3506.

7. Ведомости Верховного  Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст.1007 (с  послед. изм. и доп.)

8. Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционно-правовой анализ // Московский журнал международного права. 1994. № 3. С.22.

9. Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С.18.

10. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М. 2002. С.52; Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М. 2002. С.197-198; Лукашук И.И., Лукашук О.И. Толкование норм международного права. М. 2002. С.122-123.

11. Марочкин С.Ю. Нормы и источники международного права в правовой системе Российской Федерации // Правоведение.1997. № 3. С.124.

12. Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М. 1980. С.40-41.

13. Киселев И.Я. Международный труд. Практическое пособие. М. 1997. С.171-175.

14. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст.1457.

15. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учебник для вузов. М. 1999. С.612-613.

16. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11. С.117-118.

17. Кутафин О.Е. Указ.соч. С.51; См. также: Тункин Г.И. Теория международного права. М. 2000. С.98-118.

18. Всеобщая декларация  прав человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000. С.39-43.

19. Хартия социальных  прав и гарантий граждан независимых  государств // Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов. М. 1999. С.60-70.

20. Европейская социальная  хартия // Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. С.651-664.

21. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. С. 6448-449. См. также: Крылов К.Д. От права на труд к системе принципов и прав в сфере труда // Основные права человека в сфере труда и их защита. С.5-36.

22. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов. 1999.

23. Крылов К.Д. От права на труд к системе принципов и прав в сфере труда. С.5-8.

24. Основные права человека  в сфере труда и их защита. Основополагающие международные  правовые документы-стандарты. М. 1999. С.60-70.

25. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. С.171-173; Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М. 1999. С.97-98, 108-110, 115, 134-135; Папе Герхард. Институт несостоятельности: общие проблемы и особенности правового регулирования в Германии / Пер. с нем. М. 2002. С.108-111.

26. Алиев А.А. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М. 2000.

27. О соотношении ТК  РФ и федеральных законов, содержащих  нормы трудового права, см. подробно: Чуча С.Ю. Трудовой кодекс в системе источников российского трудового права // Трудовое право. 2004. № 1. С.26-34.

28. Федерализм: теория, институты,  отношения (сравнительно-правовое  исследование). М. 2001.

29. Об устранении коллизий  между законами РФ и субъектов  федерации см., например: Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). 2-е изд. М. 2001. С.364.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Федеральный закон от 01. 05.1999 № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений" // Собрание законодательства РФ. 1999. №18.С. 74

3 Федеральный закон от 12. 01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1996. №3.С. 18.

4 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 7 июля.

5 Указ Президента РФ от 09. 03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 45.

6 Колобова С.В. Трудовое право России. М., 2005.С. 16-17.

7 Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1997.С. 24.

8 Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4 - 5.С. 55

9 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря

10 Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" от 18. 06.1998 // Российская газета. 1998. 16 декабря.

11 Конвенция МОТ от 23. 06.1981 № 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями" // Бюллетень международных договоров. 1998. №6.

12 Трудовое процедурно-процессуальное право Скобелкин В.Н., Переделин С.В.,. Чуча С.Ю ,  Семенюта Н.Н.

 


Информация о работе Общая характеристика источников трудового права