Общая характеристика источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:47, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права 7
1.1.Система источников трудового права и ее особенности 7
1.2.Конституция Российской Федерации и международные акты в системе источников трудового права 13
1.3.Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
Глава 2.Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права 30
2.1 Трудовое законодательство 30
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты 32
Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права 39
3.1Акты социального партнерства 39
3. 2 Локальные нормативные акты 55
Заключение 64

Работа состоит из  1 файл

диплом источники.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

1) нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Таких норм большинство среди специальных норм;

2) нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы  к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления;

3) нормы-изъятия.  Их мало. Такие нормы ограничивают  права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих и др.).

Новые нормативные  правовые акты не должны нарушать общие принципы правового регулирования труда, снижать достигнутые социальные гарантии.

1.2.Конституция Российской Федерации  и международные акты в системе  источников трудового права

 

Конституция РФ1 занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям. Действующая Конституция РФ предполагает организацию определенного правопорядка, в том числе и в сфере труда. С принятием Конституции РФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. До появления данного правила в Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не применялись. Однако до принятия Конституции РФ нормы международно-правовой регламентации труда не были включены в правовую систему России. Поэтому их применение стало возможным с момента принятия Конституции РФ, то есть с 1993 года. В связи с изложенным следует признать, что нормы Конституции РФ имеют приоритет и перед международно-правовой регламентацией труда.

С точки зрения формального выражения организации  общего правопорядка в сфере труда, Конституция РФ является источником трудового права. Материальное выражение Конституции РФ в конкретных отношениях при регулировании труда связано с применением ее отдельных норм. При регулировании отношений, составляющих предмет трудового права, применяются, а следовательно, и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ права и  свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана которых  объявлена обязанностью государства.

В ст.7 Конституции  РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей. Государством, исходя из перечисленных требований, должен устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В ст.37 Конституции  РФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

В ст.39 Конституции  РФ гарантируется социальное обеспечение, в том числе при утрате трудоспособности. Данное право реализуется и при получении работником трудового увечья или профессионального заболевания.

В ст.43 Конституции  РФ сказано, что каждый имеет право  на образование. Указанная конституционная  норма может применяться при  реализации обучающимися предоставленных трудовым законодательством льгот в связи с обучением.

В ч.2 ст.45 Конституции  РФ каждому предоставлено право  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом. В связи с чем следует признать, что данный в ст.379 ТК РФ перечень форм защиты работниками трудовых прав и свобод не является исчерпывающим.

В ст.46 Конституции  РФ каждому гарантируется право  на судебную защиту, в том числе  и прав в сфере труда.

При разработке и принятии нормативных правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях должны быть соблюдены требования ст. ст.72, 76 Конституции РФ, в которых определена компетенция органов государственной власти по регулированию отношений, составляющих предмет трудового права.

В свою очередь, органы местного самоуправления, работодатели не могут вторгаться в сферу предоставленных органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов прав.

Таким образом, главное место среди источников трудового права отводится Конституции  РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы (как федеральные, так и  субъектов Федерации). Источники  трудового права, как известно, должны отражать федеративный характер российского государства, в рамках которого установлено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и ее субъектов. В соответствии с Конституцией РФ (ст.72) трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст.71 (п. "в") Конституции РФ, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, которые закреплены в ряде статей гл.2 Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 19, 30, 37, 41 и др.). Законы о труде и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации издаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не должны им противоречить (ст.76 Конституции РФ).

Основным Федеральным  законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч.3 ст.55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового  права продолжают оставаться федеральные  законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

К числу источников трудового права относится Федеральный  закон "О Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"2 от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"3 от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись, прежде всего, прав профсоюзных работников.

Следует также отметить также  Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в  Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"4, который внес более 300 изменений в статьи ТК РФ.

Данный перечень федеральных  законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также  невозможно определить исчерпывающим  образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства  РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального  развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны  для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права  работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

Федеральные министерства и  ведомства также издают нормативные  акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование  трудовых отношений.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу.

Также необходимо учитывать  изменения, произошедшие в структуре  федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием  Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти"5. Так, функции Минтруда России переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящейся, в частности, в его ведении Федеральной службы по труду и занятости.

Сегодня любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в российский правовой массив. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу российских трудовых отношений6.

Большинство ученых конвенции  МОТ и международные договоры считают источниками российского  трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к. национальное законодательство не воспроизводит их содержания7.

Согласно ч.4 ст.15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти принципиальные положения очень важны для развития источников трудового права. В современных условиях придается большое значение нормам трудового права, принимаемым МОТ. Не все конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие положения не только конвенций, но и рекомендаций МОТ принимаются во внимание в правотворческой деятельности государственных органов Российской Федерации и в правоприменительной деятельности социальных партнеров.

Принцип приоритета норм международного права отражен в ст.10 ТК РФ, где  воспроизведена конституционная норма  о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации". Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора". Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст.10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников"8. Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.

Приобретение конвенциями  МОТ характера источника трудового  права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники  вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным.

Информация о работе Общая характеристика источников трудового права