Общая характеристика источников трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 09:47, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является анализ регулирования процесса труда, трудовых отношений.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;
Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика источников трудового права 7
1.1.Система источников трудового права и ее особенности 7
1.2.Конституция Российской Федерации и международные акты в системе источников трудового права 13
1.3.Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
Глава 2.Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права 30
2.1 Трудовое законодательство 30
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты 32
Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права 39
3.1Акты социального партнерства 39
3. 2 Локальные нормативные акты 55
Заключение 64

Работа состоит из  1 файл

диплом источники.doc

— 281.50 Кб (Скачать документ)

Официальное опубликование  актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие  государственную регистрацию, а  также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как  не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

По мере укрепления и развития правовой основы Российского  государства ведомственное регулирование  должно быть существенно сокращено. Вопросы, затрагивающие общегражданские  права, политические и личные свободы, обязанности человека и гражданина, должны регулироваться законом или хотя бы правительственными актами. Это позволит избежать ведомственного диктата в правовом регулировании. Отрадно, что этот процесс уже начался. Так, постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей» отменены ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции, регулирующие отношения в области прав потребителей.

Акты  органов государственной власти и управления края, области, города, района, села. Краевые, областные и иные местные представительные органы государственной власти в своем регионе, решая возложенные на него задачи, принимают решения, а председатели этих органов по вопросам своей компетенции издают распоряжения. В соответствии с Законом РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» 1992 г. решения Совета этого уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления решения в силу. Вступает решение в силу со дня опубликования, если в нем не указано иное.

Актами краевой, областной и иной местной администрации  являются постановления, распоряжения и приказы, вступающие в силу с  момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и издает распоряжения.

Все указанные  акты имеют локальный характер действия — они распространяются лишь на территорию соответствующих краев, областей, городов, районов, сел. Срок действия многих из них не превышает полномочий соответствующих Советов и глав администраций.

Акты  государственных и негосударственных  организаций. Реализуя свои функции, эти организации разрабатывают и принимают (издают) такие виды нормативно-правовых актов, как приказы (издаются руководителем организации), различного рода уставы, положения, на основе которых они действуют (устав предприятия, ассоциации, концерна, объединения, акционерного общества открытого или закрытого типа, утверждаемый участниками или принимаемый на общем собрании, конференции трудового коллектива). Эти акты, замыкая систему подзаконных нормативно-правовых актов, действуют в рамках организации и обязательны только для ее членов.

 

 

 

 

Глава 3.Акты социального партнерства и локальные нормативные акты в системе источников трудового права

3.1Акты социального партнерства

 

К числу правовых актов социального  партнерства мы относим соглашения разного уровня и рода, коллективные договоры, иные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, при принятии которых так или иначе учитывается мнение работников или их представителей, в том числе и в органах социального партнерства.

Очевидно, что используемое нами обобщающее понятие шире, нежели понятие «коллективно-договорные акты» (А.Ф.Нуртдинова)1 или «коллективные соглашения» (Л.Ю.Бугров)2. При этом одновременное исследование всех этих разных по процедуре принятия актов обусловлено практическими соображениями. Для решения вопроса, какой акт из данной группы подлежит применению в той или иной ситуации, мы должны руководствоваться не формальной их иерархией, утверждая, например, что коллективный договор выше по юридической силе нежели иной локальный акт, а принципом применения тех норм любого из названных актов, которые улучшают положение работников.

Одним из принципов  трудового права является сочетание  государственного и договорного  регулирования трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений. Поэтому с принятием Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) государственное вмешательство в регламентацию труда, в сравнении с ранее действовавшим законодательством, значительно уменьшилось. Как следствие, заметно возросла роль нормативных актов, принимаемых сторонами коллективно-трудовых отношений.

Говоря об источниках права в  этой работе, мы имеем в виду прежде всего его формы - принятые в установленном порядке нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, т.е. исследуем вопрос с нормативистских позиций. При этом мы отдаем себе отчет в том, что ни в России, ни за рубежом в понимании юристов право не сводится к одной лишь совокупности законов. Напротив, считается, что право стоит за самими законами3. В странах общей системы права в качестве источника признают судебный прецедент, романо-германской системы - познание права, во всяком случае, предполагается изучение не только законодательства, но и практики его применения4. Тем не менее, в данной статье мы не предполагаем подробно исследовать понятие источника права.

Система источников трудового права  является наиболее сложной в сравнении с иными отраслями. Это объективно обусловлено сочетанием, по меньшей мере, трех обстоятельств:

1) наличием локальных  нормативных актов, содержащих  нормы трудового права, издаваемых  одной из сторон соответствующих  отношений, что не свойственно другим отраслям;

2) чрезвычайно  широкой областью применения  в качестве источника права  коллективных договоров и соглашений, именуемых в общей теории права  нормативными договорами;

3) отнесением  законодательства о труде к  сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, что влечет за собой включение в систему источников, наряду с федеральными, нормативных актов субъектов РФ, а также регулирование трудовых отношений актами органов местного самоуправления (ст.72, 132 Конституции РФ, ст.5-7 ТК РФ5, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»6).

Разнообразие  источников потребовало тщательной правовой регламентации вопросов их соотношения по юридической силе, чего КЗоТ РФ7, содержащий лишь две посвященных этому вопросу статьи (4 и 5), не знал. Глава 1 ТК РФ содержит уже целый комплекс норм, объединенных в ряд весьма объемных статей (5-13), направленных на упорядочение действия нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Для изучения источники трудового права следует систематизировать. При этом можно избрать довольно много критериев классификации. Мы же ограничимся систематизацией актов по уровню правового регулирования.

В соответствии с избранным критерием все  источники трудового права могут быть отнесены к семи видам:

1) международные;

2) федеральные;

3) федерально-региональные;

4) региональные;

5) регионально-местные;

6) местные (муниципальные);

7) локальные.

 К числу  источников трудового права первого уровня мы относим а) общепризнанные принципы и нормы международного права и б) международные договоры Российской Федерации. Поскольку в п.4 ст.15 Конституции РФ они названы составной частью правовой системы РФ, постольку в науке их относят и к первому, и ко второму из названных нами уровней.

Так, по мнению В.А. Каланды, инкорпорируемая норма  международного права изменяет свою природу и рассматривается субъектами внутреннего права в качестве нормы национального права8. Е.Т.Усенко полагает, что, хотя нормы международного права и сохраняют автономность по отношению к внутренней системе права в целом, связь с породившими их международными договорами и должны толковаться на основе этих договоров, а не внутреннего права, они, тем не менее, являются составной частью права Российской Федерации9. Иными словами, сторонники этой позиции полагают, что в сфере внутреннего права могут действовать только нормы внутреннего права и что органы государства руководствуются только этими нормами.

Иной подход состоит в том, что использование  и применение физическими и юридическими лицами, а также судами норм международного права не меняет их международно-правового  характера и содержания, что они  не инкорпорируются в национальное право, не преобразуются во внутригосударственные законодательные нормы, а применяются на территории государства в том же объеме, что и в международном праве10. Так, С.Ю. Марочкин пишет, что нормы международного права не меняют своей природы, формы и в этом смысле являются «инородным телом» по отношению к нормам внутреннего права. Ни один внутригосударственный акт, независимо от его характера и содержания (акт инкорпорации, рецепции, трансформации), обеспечивающий выполнение государством своих международных обязательств, не способен изменить природу норм, их особенные цели, содержание, форму и т.д. Этого и не требуется: государство осуществляет и обеспечивает выполнение именно норм международного права11.

Размещая международно-правовые источники отдельно от федерального уровня, мы руководствуется вторым подходом, полагая, что нормы международного права, выполняя совместно с нормами внутреннего права регулирующую функцию, все же не становятся частью права Российской Федерации12.

Конституция различает  две категории источников международного права: «международные договоры Российской Федерации» и «общепризнанные принципы и нормы международного права».

Первая категория  источников включает в себя международные  договоры с участием России, ратифицированные в установленном законодательством порядке. К этой категории мы относим как двухсторонние (например, Соглашение от 14 января 1993 г.13 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств) или многосторонние (например, Соглашение о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанное 15 апреля 1994 г. правительствами ряда государств бывшего СССР14) соглашения, так и ратифицированные Россией или СССР акты международных организаций (МОТ, ООН, СНГ, например, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию»15), обязательность содержащихся в которых норм для России не вызывает сомнений.

Сложнее обстоит  дело с выполнением общепризнанных принципов и норм международного права. «В доктрине и практике международного права общепризнано, что на данном этапе наиболее авторитетное перечисление его источников содержится в ст. 38 Статуса Международного суда ООН. Международный обычай, являющийся основным источником общепризнанных норм, определяется ст.38 Статуса как «доказательство всеобщей практики, он признан в качестве правовой нормы». Согласно этой же статье, кроме договоров и обычаев суд применяет также «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями»16. Всеобщее признание предполагает наличие согласия с соответствующими нормами со стороны всех основных групп государств современного международного сообщества. Кроме того, негативное отношение государства к той или иной резолюции делает невозможным ее применение к отношениям с его участием. «Все это говорит о том, что без явно выраженного или молчаливого согласия России ей не могут быть навязаны никакие международные обязательства»17.

Для обозначения  общепризнанных принципов и норм в сфере труда используется понятие «международные стандарты труда», которые нашли закрепление в актах ООН18, МОТ и региональных организаций. Для России наибольшее значение в ряду последних занимают акты Содружества Независимых Государств19 и Совета Европы20. По сути, международные стандарты представляют собой созданный международными усилиями на основании опыта многих стран «свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты – объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда»21.

Международные стандарты труда сегодня закреплены на трех уровнях: общемировом, международном региональном и двустороннем межгосударственном. И на каждом из них немало внимания уделяется вопросам социального партнерства.

На общемировом уровне основными актами, регламентирующими и права человека в сфере труда, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., принятые Организацией Объединенных Наций. Специально посвящены правам человека в трудовых отношениях такие основные акты Международной организации труда – специализированного учреждения ООН, как Устав МОТ, Декларация целей и задач МОТ 1944 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., и семь конвенций, признанных МОТ в качестве основополагающих: Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г., Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г., Конвенция № 29 «О принудительном труде» 1930 г., Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» 1973 г., Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. и Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» 1958 г. Именно их нормы оказали наибольшее влияние на законодательство России и других постсоветских стран в новейший период, были восприняты национальным законодателем при принятии фундаментальных актов, регламентирующих трудовые отношения, таких, как ТК РФ.

Государствами – участниками СНГ заключено немало двусторонних соглашений, регламентирующих международный труд, в которых так или иначе затрагиваются и вопросы социального партнерства.

Информация о работе Общая характеристика источников трудового права