Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Описание

Природа совместного труда лиц, работающих по трудовому договору, предполагает создание эффективного правового режима, в условиях которого должны выполняться трудовые обязанности. Для работодателя эффективное регулирование дисциплины труда важно потому, что если он не добьется строгой дисциплины на предприятии, он рискует привести организацию к банкротству. Для работников же надлежащее правовое регулирование вопросов трудовой дисциплины гарантирует защиту их трудовых прав от злоупотреблений работодателя.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

              При рассмотрении судебных споров о восстановлении на работе, обязанность доказать обоснованность увольнения возлагается на работодателя. При этом, в случае несоблюдения установленного порядка и (или) сроков, увольнение может быть признано незаконным, а уволенный работник восстановлен в должности, кроме того, суд обяжет работодателя выплатить работнику заработную плату за время вынужденного прогула.

Данные выводы подтверждаются существующей судебной практикой.

В пункте 53 уже упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  судом даны следующие разъяснения: «Работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен».

              Законодательством предусмотрен порядок снятия дисциплинарного взыскания, наложенного на нарушителя трудовой дисциплины. Этот порядок устанавливает два возможных варианта:

              1) погашение взысканий

              2) снятие взысканий по решению работодателя.

              Меры дисциплинарных взысканий, за исключением увольнения, носят временный характер. Взыскание за нарушение трудовой дисциплины действует в течение года со дня его применения.

Погашение дисциплинарного взыскания означает, что работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания он не будет вновь подвергнут новому дисциплинарному взысканию (статья 194 ТК РФ). В данном случае взыскание снимается автоматически, без издания специального приказа (распоряжения).

              Работодателю при принятии решения о применении дисциплинарного взыскания в случае повторного дисциплинарного проступка, совершенного тем же работником следует учитывать это правило, иначе суд установит нарушение положений трудового законодательства о снятии дисциплинарного взыскания и может обязать работодателя восстановить работника на работе.

Однако правило о том, что дисциплинарное взыскание снимается по истечении года, если работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, не распространяется на такое взыскание, как увольнение, поскольку в данном случае трудовое отношение прекращается.

              ТК РФ в части 2 статьи 194 [10] предусматривает возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания - до истечения года со дня его применения. Решение о досрочном снятии дисциплинарного взыскания может быть принято:

              - работодателем по собственной инициативе;

              - по просьбе самого работника;

              - по ходатайству его непосредственного руководителя (руководитель бригады, отдела, иного структурного подразделения);

              - по ходатайству представительного органа работников (комитет профсоюза, иной орган, представляющий интересы работников данного работодателя).

              Законодатель не предусмотрел каких-либо обстоятельств объективного характера, при наступлении которых руководитель обязан снять наказание досрочно, кроме того, указанная норма является исключительно правом работодателя. Поэтому основанием для досрочного снятия взыскания, по всей видимости, должно являться добросовестное поведение работника, свидетельствующее о том, что он осознал свой проступок и своим отношением к трудовым обязанностям проявил себя как дисциплинированный работник.

              Досрочное снятие взыскания обязательно оформляется приказом (распоряжением) того должностного лица, которым был издан приказ (распоряжение) о применении к работнику дисциплинарного взыскания. ТК РФ не устанавливает минимального срока, в течение которого дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно. Решение о снятии дисциплинарного взыскания может быть принято в любое время, исходя из конкретных обстоятельств, свидетельствующих о добросовестном отношении работника к своим трудовым обязанностям.

              Течение срока наложения дисциплинарного взыскания особенно важно при неоднократности совершения дисциплинарного проступка. Чтобы уволить работника на основании пункта 5 статьи 81 ТК РФ, необходимо наличие условий, которые уже упоминались в настоящей статье, в части о мерах дисциплинарного взыскания, но не позднее одного месяца со дня обнаружения повторного дисциплинарного проступка.

              Итак, при общей дисциплинарной ответственности перечень мер взыскания, предусмотренный ст.192 ТК Российской Федерации, является исчерпывающим. Сами организации никаких дополнительных дисциплинарных взысканий применять не могут, хотя на практике иногда применяются такие санкции, как штрафы, лишение разного рода надбавок, выговор с предупреждением и другие, которые нельзя признать законными.

 

2.2 Специальная дисциплинарная ответственность:  понятие, субъекты, виды взысканий

              Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по следующим признакам: 1) кругу лиц, подпадающих под ее действие; 2) мерам дисциплинарного взыскания; 3) кругу лиц и органов, наделенных правом применять взыскания; 4) по порядку применения и обжалования взысканий.

              Одним из видов специальной дисциплинарной ответственности является ответственность по уставам и положениям о дисциплине. Она распространяется в основном на работников соответствующей отрасли народного хозяйства, которые выполняют в ней основные, профилирующие работы, а также на работников центрального аппарата. Уставы (положения) не только определяют круг этих лиц, но и указывают должностных лиц, имеющих право налагать дисциплинарные взыскания[15].

              К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам (положениям) о дисциплине, наряду с общими взысканиями могут применяться и взыскания, предусмотренные в соответствующем уставе (положении). Например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г., введено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном служебном соответствии, которое применяется в случаях: а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков; в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

              Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000г.[27] в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла.

              На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые на должности высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации.

              Основанием применения дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, который рассматривается в соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" как "неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей". В этом случае к государственному служащему могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

              Перечень дисциплинарных взысканий, указанных в данном Законе, несколько отличается от того перечня, который представлен в Трудовом кодексе РФ. Так, например, в нем нет такого вида взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии.Несмотря на то, что такие взыскания, как замечание и выговор, носят моральный характер, тем не менее, они являются дисциплинарными взысканиями со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность наступает за виновное противоправное действие или бездействие, нарушение обязанностей по службе, причиняющее ущерб служебному порядку, т.е. за совершение дисциплинарного правонарушения конкретным лицом. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 15) государственные служащие несут дисциплинарную ответственность и за исполнение неправомерного поручения. В этом случае дисциплинарной ответственности подвергается не только гражданский служащий, исполнивший такое поручение, но и давший это поручение руководитель. Помимо этого, на них могут быть возложены и другие виды ответственности: гражданско-правовая, административная или уголовная  ответственность.

              За иные деяния, не связанные с выполнением трудовых обязанностей, дисциплинарное взыскание наложено быть не может. Нередко руководители применяют дисциплинарные взыскания за недостойное поведение государственного служащего в быту или в связи с привлечением их к административной ответственности, например за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, за мелкое хулиганство и иные правонарушения, не связанные с трудовой деятельностью и совершенные им вне рабочего времени и вне поручения работодателя. Дисциплинарные взыскания в таких случаях не могут быть применены, так как они не связаны со служебной деятельностью государственного гражданского служащего.

Для дисциплинарной ответственности характерны следующие признаки: совершение лицом служебного (дисциплинарного) проступка и отношения подчиненности лица, на которое налагается  дисциплинарное  взыскание, и лица, налагающего это взыскание.

              Основания и условия дисциплинарной ответственности, виды дисциплинарных взысканий, полномочия органов исполнительной власти и руководителей по их наложению, а также порядок их применения и обжалования в зависимости от вида государственной службы устанавливаются федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, регламентами внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и другими актами.

                На основе специальных положений дисциплинарную ответственность несут также судьи, прокуроры, их заместители, помощники, следователи. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"[16] предусматривает такие меры специальной ответственности, как понижение в классном чине; предупреждение о неполном служебном соответствии; лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации" (п. 1 ст. 41.7).

Дисциплинарное взыскание может быть применено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, то есть обязанностей, обусловленных существованием трудовых отношений между работником и работодателем. Между тем, исключения из этого правила возможны, и они предусмотрены федеральными законами в отношении отдельных категорий государственных служащих. Например, в соответствии со статьей 41.7 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [16] основанием для наложения дисциплинарных взысканий на прокурорских работников является не только неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, но и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

              Сегодня судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм вышеуказанного Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей. Для судей снованием дисциплинарной ответственности может являться поступок, не соответствующий нормам морали. В прошлом к служителям правосудия могли применяться следующие меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на другое место службы, штраф, краткосрочный арест, увольнение. Необходимо отметить преобладание в прошлом дисциплинарной ответственности судьи, включающего в себя отставку, штраф или краткосрочный арест.

              Дисциплинарная ответственность некоторых категорий государственных служащих либо вообще не предусмотрена или декларативна, либо не имеет реальных механизмов осуществления. Явка на заседания для депутатов ГД является их должностной обязанностью: «Депутат государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях». Однако не являются редкостью случаи срывов заседания ГД из-за отсутствия кворума. Между тем какая-либо ответственность за отсутствие на заседаниях депутатов без уважительных причин действующим законодательством не предусмотрена. Правда в 2005 году из-за ситуации произошедшей на пленарном заседании,  Комитету по Регламенту и организации работы Госдумы предложено внести на рассмотрение палаты предложения по усилению дисциплинарной ответственности депутатов за регулярные отсутствия на пленарных заседаниях, заведомо ложные, некорректные высказывания и оскорбительные действия, предусмотрев в качестве наказания удаление из зала пленарных заседаний и наложение денежного штрафа. Думается, что за нарушение трудовой дисциплины Регламента ГД должны быть предусмотрены меры дисциплинарного воздействия, применяемые к депутатам ГД.

Информация о работе Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда