Формы трудового поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:38, контрольная работа

Описание

Трудовая деятельность – это активность человека для создания новых продуктов деятельности. Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период постоянных и меняющихся условий. Поступок – это структурная единица поведения, клеточка деятельности, действие.

Содержание

1. Отношение к работе и трудовое поведение. Виды трудового поведения…
2. Анализ и конструирование организации……………………………………..
3. Общие этические принципы и культура управленческого воздействия……
4. Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

контр по оп.docx

— 54.77 Кб (Скачать документ)

 

Введение.

 

1. Отношение к работе и трудовое поведение. Виды трудового поведения…

2. Анализ и конструирование организации……………………………………..

3. Общие этические принципы и культура управленческого воздействия……

4. Список использованной литературы…………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отношение к работе и трудовое поведение. Виды трудового поведения.

 

    Трудовая деятельность – это активность человека для создания новых продуктов деятельности. Поведение – совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период постоянных и меняющихся условий.         Поступок – это структурная единица поведения, клеточка деятельности, действие. Поступок характеризует самооценку человеком этого действия и его отношение к оценке поступка окружающими. Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Трудовое  поведение проявляется в отношении  к труду. Отношение к труду  проявляется в трех аспектах: мотивы и ценностные ориентации; реальное трудовое поведение; оценка работником своего поведения в трудовой ситуации. Факторы, влияющие на трудовое поведение: производственные (содержание, организация и условия труда); социальные; психологические, связанные с особенностями личности.

Показатели  отношения к труду. Различают  объективные и субъективные показатели отношения к труду. К объективным  относятся: количество и качество выполняемой  работы (ответственность и добросовестность); количество вносимых предложений по улучшению труда; стремление повысить уровень своего профессионализма. Субъективные: степень удовлетворенности работой; степень удовлетворенности зарплатой, организацией и условиями труда; степень удовлетворенности взаимоотношениями с руководителем и коллегами; высшая степень удовлетворенности – это гордость за свою работу.

Формы трудового  поведения. Критериями выделения этих форм являются: потребности, мотивы.

Потребности — это забота индивида о необходимых  средствах, и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной  и социальной).

Наиболее  полно и удачно, на наш взгляд, разработал иерархию потребностей американский психолог А. Маслоу, выделивший пять уровней  или групп мотов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.

1. Физиологические  и сексуальные потребности в  воспроизводстве людей, пище, дыхании,  физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т д.

2. Экзистенциальные  потребности — потребность в  безопасности своего существования,  уверенность в завтрашнем дне,  стабильность условий жизнедеятельности,  потребность в определенном постоянстве  и регулярности окружающего человека  социума, а в сфере труда  — в гарантированной занятости,  страховании от несчастных случаев и т.д.

3. Социальные  потребности в привязанности,  принадлежности к коллективу, общении,  заботе о других и внимании  к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Потребности  в самоуважении, престиже — это  признание достоинства, потребности  в служебном росте, статусе,  престиже, признании и высокой  оценке.

5. Личностные, духовные потребности выражаются  в самоактуализации, самовыражении  через творчество.

Слово «мотив»  происходит от латинского motivatio, что  означает «движение». Мотив – это  повод, причина, объективная необходимость  что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотив – это обоснование  необходимости конкретного действия, мотивы составляют комплекс субъективных факторов мотивации поведения. Мотив  – это явление субъективное, внутреннее.

В целом многообразие мотивов можно представить следующими их видами:

-мотив стадности, основывается на потребности быть в коллективе;

-мотив самоутверждения (свойственен в основном для работников высокой квалификации и образования);

-мотив самостоятельности, состоит в стремлении быть хозяином, руководителем, и формируется в результате стремления к риску, к новым видам деятельности;

-мотив стабильности состоит в предпочтении надежности трудовой деятельности и бытия;

-мотив приобретения нового (знаний, вещей и т. д.);

-мотив справедливости (в распределении, в продвижении);

-мотив состязательности, в той или иной мере присущ каждому человеку и др.

Целевые формы  трудового поведения имеет несколько  видов:

1) Функциональное  трудовое поведение. Определяется  содержанием и организацией труда.

2) Целевое  экономическое поведение. Определяется  стремлением к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни. Вытекает из сравнивания затрат собственного труда с компенсацией за них. Виды целевого экономического поведения: максимум доходов ценой максимума усилий; максимум дохода при минимальных усилиях; максимум дохода при минимуме труда;

3) Организационное  поведение. Связано с реакцией  работников на применение методов стимулирования: регламентацию деятельности, нормативные акты, административные указания и т. д.

4) Целевое  стратификационное поведение. Связано  со стремлением к изменению  своего статуса, т.е. работник  направлен на профессиональное  развитие, рост с целью перемещения  вверх по ступеням иерархии.

5) Инновационное  поведение. Связано с поиском  путей по улучшению содержания, организации и условий труда.

6) Адаптационно-приспособительное.  Связано с необходимостью приспособления к различные условиям труда (изменение места работы, собственного статуса, изменение отношения окружающих и др.).

7) Церемониально-субординационное  поведение. Позволяет обеспечить  устойчивость структуры организации,  преемственность ее традиций, обычаев,  правил этикета, культуры организации.

8) Характерологическое  поведение. По характерологическим  особенностям выделяют четыре  типа поведения работников: сверхнормативный, исключительно добросовестный (5%), форма поведения – экономическая, инновационная, стратификационная; нормативный, достаточно добросовестный (60%). Форма поведения – экономическая; субнормативный – недостаточно добросовестный (30%), мотивы не ясны, стимулирование неадекватное, форма поведения – деструктивные характерологические формы; ненормативный, недобросовестный (5%), мотивы не ясны, стимулов нет, форма поведения – деструктивные характерологические формы.

9) Предпринимательское  поведение. Предприниматель –  это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством с целью создания благ.

Предпринимательский успех есть следствие действия ряда факторов и разных форм поведения: простое везение, активный поиск выигрышного варианта с использованием метода проб и ошибок, перебора вариантов, компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта, овладение и использование благоприятного времени, конфиденциальной информации или ресурсов другого рода, использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Модели предпринимательского поведения.

1. Инвестиционная  модель – разработка и внедрение  на свой страх и риск инвестиционных  проектов, что в данное время  кажется неоправданным.

2. Инвенторная  модель – продвижение или продажа  ноу-хау собственного или клиента.

3. Организационная  модель – устройство реализации  каких-либо идей, нестандартных решений,  обеспечение проекта нужными  видами ресурсов, организация взаимодействия.

4. Посредническая  модель – выступление в роли  посредника с получением комиссионных.

5. Активизационная  модель – аккумуляция и концентрация  каких-либо ресурсов для запуска в оборот в определенное время.

6. Коммерческая  модель – создание новых каналов,  обмена товаров, услуг, информации.

7. Консалтинговая  модель – обеспечение нуждающихся  профессиональной поддержкой по  широкому кругу проблем.

8. Конъюнктурно–игровая  модель, манипулирование, комбинирование  ценовой и иной конфиденциальной информации.

 

 

2.Анализ и конструирование организации.

Задачи анализа 

Анализ –  в нашем случае это синоним  научного исследования, имеющего целью  познание объекта анализа. В процессе исследования осуществляется разложение (мысленное или реальное) целого на элементы (разложение объекта на элементы – это еще одно значение понятия «анализ»), сравнение, синтез, классификация и систематизация, обобщение, абстрагирование.

Целью анализа  является получение знаний о сущности объекта и закономерностях его  функционирования, развития, поведения, взаимодействия и связей элементов. Обычно это нужно для получения  возможностей прогнозировать поведение, развитие, реакцию на изменения и/или  для усовершенствования объекта.

Приступая к  анализу чего бы то ни было, субъект  имеет свои цели (не всегда даже их осознавая). Это могут быть цели группы интересов, которую он представляет. Задачи организационного анализа ставит субъект, осуществляющий анализ (или группа интересов), он же определяет аспекты, предмет анализа, анализируемые показатели, выбирает метод, использует для сравнения  эталон, образец, опирается на предпочитаемую им теорию и модель объекта анализа.

Так, в общем  случае при анализе организации:

• потребителя  интересуют цена и качество продукции компании и ее имидж;

• поставщика интересуют аспекты, позволяющие воспринимать организацию как надежного партнера, заслуживающего доверия;

• сотрудников  интересуют аспекты качества трудовой жизни, включая стиль управления, систему вознаграждения. Следовательно, выводы по результатам анализа организации  будут разными, поскольку люди в  силу их разнообразия и неповторимости имеют разные ожидания относительно подходящего лично для них  качества трудовой жизни и его отдельных составляющих;

• акционеры  анализируют экономическое состояние  и перспективы развития компании, чтобы спрогнозировать возможность  получения доходов и их размер, а также необходимость вовремя  продать акции, перевести инвестиции;

• конкуренты ищут слабые места и возможности  «поживиться» коммерческими или  инновационными тайнами и надеются на то, что им удастся «выбить  вас из седла» и стать монополистами, диктующими цены, и т. д.

Анализ миссии и видения будущего организации 

 

Интегрированными  индикаторами поведения организации  по отношению к субъектам может  служить (и служит) формулировка миссии компании и ее целей, рейтинг компании, публикуемый в СМИ по результатам  исследований, имидж (наличие или  отсутствие доброго имени), наличие  сертификата качества по международным  стандартам ISO, участие в Бюро безупречного бизнеса, проявления социальной ответственности  и т. п. Некоторые из этих параметров мы рассмотрим в данном параграфе, некоторые  будем рассматривать применительно  к восприятию тех субъектов, на которых  они влияют в наибольшей степени.

 

Определение целей организации – должна ли она действовать ради получения  максимальной прибыли или служить  потребителям – представляет собой  важнейший нравственный вопрос, который  должен решать руководитель. И хотя уже давно доказано, что внимание к потребителю, клиентуре предприятия  определяет его устойчивость, обеспечивает долгосрочные интересы, эта истина с трудом усваивается даже в странах с развитым рынком. Социолог Р. Мертон подчеркивает, что этот нравственный выбор «во многом определяется системой ценностей, в рамках которых действует корпорация. А эти ценности, в свою очередь, основаны не столько на экономических функциях корпорации, сколько на культуре, традициях, собственном опыте и на личной склонности их руководителей, обнаруживающихся в текущей экономической, политической и социальной ситуации»[101].

 

Главе процветающей американской фирмы /Ж/Томасу Уотсону-младшему принадлежат такие слова: «Я глубоко  убежден в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается  в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях»[102].

 

Благосклонное отношение общества к корпорации (а общество – это вся совокупность реальных и потенциальных клиентов, деловых партнеров, акционеров корпорации) имеет достаточно привлекательную  экономическую подоплеку. Деятельность передовых с точки зрения общества фирм освещается в средствах массовой информации, позитивное мнение распространяется из уст в уста, а это способствует росту продаж, конкурентоспособности  фирмы, позволяет рассчитывать на кредиты, да и такая непрямая реклама дорогого стоит.

Информация о работе Формы трудового поведения