Внешняя функция в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ курсовой РАБОТЫ.docx

— 110.95 Кб (Скачать документ)

Законопроект устанавливает  уголовную ответственность за пособничество  в совершении теракта как самостоятельный состав преступления. Ужесточается наказание за террористический акт, и становятся более суровыми критерии для условно-досрочного освобождения тех, кто осужден за преступления террористического характера. До сих пор у них было право обратиться с просьбой об условно-досрочном освобождении, отсидев две трети назначенного им срока. Теперь никакого разговора об условно-досрочном освобождении и быть не может до тех пор, пока террорист не отбыл в местах лишения свободы три четверти своего срока наказания.

Итак, мы ознакомились с мерами противодействия и профилактики терроризма. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что главным моментом при решении вопросов профилактики терроризма является ясное представление о принципах противостояния террористической деятельности. Это профилактика терактов, основанная на обязательном следовании тактике антитеррора. При этом работа в данном направлении может оказаться успешной только в том случае, если будут предприниматься комплексные меры, основанные на непосредственной работе правоохранительных и силовых структур при поддержке негосударственных структур безопасности, гражданского общества с опорой на СМИ.

Проблема организации  борьбы с терроризмом на современном  этапе 
Как мы уже установили ранее, правовую основу борьбы с терроризмом в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Основным субъектом руководства  борьбой с терроризмом и обеспечения  ее необходимыми силами, средствами и  ресурсами является Правительство  Российской Федерации. Федеральные  органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Концепции  противодействия терроризму в Российской Федерации, борьба с терроризмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений20

Следует отметить, что условиями  успешной антитеррористической стратегии, являются: упреждающий характер действий; активность; соответствие задач, правомочий и ресурсного обеспечения; вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, объединения усилий ведомств всех уровней; дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий. 

В общей системе мер  по борьбе с террористическими акциями  важнейшая роль принадлежит криминалистическим методам, приёмам и средствам  её обеспечения. Поскольку терроризм  относится к категории особо  тяжких преступлений, оперативные работники и следователи должны, прежде всего, представлять сущность терроризма, его криминалистическую характеристику, построенную на основе анализа и обобщения закономерностей подготовки, совершения и сокрытия терроризма21.

Важным этапом развития законодательства по противодействию терроризму является период конца ХХ - начала XXI в. В 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором была установлена уголовная ответственность за терроризм (ст. 205 УК РФ), вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст.282 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст.282 УК РФ). В 1998 г. был принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", в 2006 г. - федеральный закон "О противодействии терроризму."

Следует отметить, что российский терроризм имеет свои специфические черты, а именно: 

1. деятельность террористов  всегда групповая, организованная, а не индивидуальная, даже если группы немногочисленные,

2. террористические акции  террористы и их организаторы  обосновывают некой политической  и иной идеологией и программой,

3. наличие лидеров, способных  мобилизовать людей на совершение  террористических актов,

4. терроризм проявляется  в актах социально и политически  неприемлемого насилия,

5. любое политическое  движение, совершаемое террористическими  актами, преднамеренно стремится оказать психологическое воздействие на определенные группы населения насилием, с тем, чтобы изменить их отношение или политическое поведение.

Среди наиболее известных  терактов последних лет: захват заложников в больнице 14 июля 1995 года в городе Буденновске, Ставропольский край. В  сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве и Волгодонске.8 сентября на улице Гурьянова террористы взорвали жилой дом.13 сентября произошел взрыв  на Каширском шоссе, 16 сентября 1999 года был взорван дом в Волгодонске. 

23 октября 2002 года был  совершен захват заложников в  Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост".5 июля 2003 года у входа на аэродром Тушино, где проходил рок-фестиваль "Крылья", прогремело два взрыва.

6 февраля 2004 года произошел  теракт в московском метро.  Взрывное устройство было приведено  в действие во втором вагоне  поезда на перегоне между станциями  Павелецкая и Автозаводская.

1 сентября 2004 около 30 террористов захватили школу в северо-осетинском городе Беслан. В течение нескольких минут в их руках оказалось более тысячи заложников - учеников, учителей, родителей. Тремя днями позже наступила кровавая развязка.

13 октября 2005 года нападение  на столицу Кабардино-Балкарской  Республики г. Нальчик, попытка захвата госучреждений, аэропорта, объектов жизнеобеспечения. Общая статистика преступлений, квалифицируемых по ст. 205 с 2000 по 2009 гг.

В целом же по стране за последние  два года было обследовано свыше 11 тысяч мест возможного пребывания террористов, проведено более 60 тысяч  проверок по настораживающим ситуациям. Были предотвращены теракты в  Москве и Дагестане, задержано более 450 лиц, находившихся в розыске за ранее совершенные преступления, изъято около 120 килограммов взрывчатых веществ22.

Говоря о системе борьбы с терроризмом, следует отметить, что до 2005 года она имела следующую структуру:

1. Федеральная служба  безопасности - осуществляет борьбу  с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений  террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

2. Министерство внутренних  дел - осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

3. Служба внешней разведки  и другие органы внешней разведки  Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

4. Федеральная служба  охраны - осуществляет борьбу с  терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

5. Министерство обороны  - обеспечивает защиту находящихся  на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

На самом деле вплоть до 2003 года основная роль в борьбе с  терроризмом принадлежала исключительно  ФСБ. В 2003 году вторым полноправным субъектом борьбы стало Министерство внутренних дел. Структуры, участвующие в борьбе с терроризмом:

В ФСБ - Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, В МВД - Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, Внутренние войска.

Прорыв боевиков в Ингушетию (июнь 2004 года) и захват заложников в  Беслане (1-3 сентября 2004 года) совпали  с периодом реформ в МВД и ФСБ, которые, в свою очередь, проходили  в рамках административной реформы  правительства РФ. Кроме того, сразу после Беслана президент Владимир Путин фактически приказал учесть при реформировании этих ведомств опыт трагедии в Северной Осетии, подписав Указ № 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом". Согласно указу, правительству РФ, силовым министерствам и ведомствам было поручено "в двухнедельный срок разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации"23.

К весне 2005 года структурные  реформы МВД и ФСБ по большей  части были закончены. В антитеррористических же подразделениях произошли следующие изменения:

- в МВД: ГУБОП преобразован в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России (ДБОПиТ). В оперативное подчинение ДБОПиТ переведены, кроме Центра "Т", Центр специального обеспечения (Центр "С") и отряд милиции специального назначения "Рысь".

- в ФСБ: Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом переименован в Службу.

Таким образом, реформирование антитеррористических подразделений  было поверхностным (в ФСБ департамент  переименован в службу, в МВД главное  управление - в департамент). Передача ответственности за ситуацию на Северном Кавказе МВД и его войсковым подразделениям стала положительным шагом в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, но не в обнаружении террористов. Тактика использования полицейских сил с тяжелым вооружением не может обеспечить уничтожение законспирированных ячеек террористических групп. Для этого внутренние войска не обладают ни соответствующим опытом, ни возможностями агентурной разведки. Разведподразделения ВВ действуют только в интересах разведки тактической и не в состоянии решить задачу агентурного проникновения в террористические группы.

До августа 2004 года в случае захвата заложников или проведения терактов другого рода предполагалось, что руководителем оперативного штаба должен быть начальник областного (республиканского) Управления ФСБ (или начальник местного ГУВД, если целью захвата является получение денежных средств).

На деле этот принцип не соблюдался. То есть во всех случаях  ответственность на себя брали чиновники в должности не ниже заместителя руководителя силового ведомства39. Этот принцип был изменен после вторжения боевиков в Ингушетию (21-22 июня 2004 года). В августе 2004 года в Южном федеральном округе были созданы новые подразделения - Группы оперативного управления (ГрОУ), которые возглавили полковники внутренних войск. Было заявлено, что ГрОУ - это постоянно действующие специальные органы, предназначенные для непосредственного управления объединенными силами и средствами, выделенными для пресечения диверсионно-террористических акций, а также ликвидации их последствий. Они включают в себя подразделения ВВ МВД, ОМОНа, Министерства обороны, ГО и ЧС. В случае захвата заложников или вторжения боевиков командир ГрОУ автоматически становится руководителем оперативного штаба, и он вправе принимать решения без согласования с Москвой. При этом имена командиров ГрОУ засекречены.

После обновления законодательства в конце 90-х гг. в мире произошло  немало событий, которые повлияли на формирование правовой базы, а именно: множество террористических актов в разных странах, повлекших масштабные трагические последствия. В этот период значительно активизировались антитеррористические настроения в гражданском обществе. Международное право адекватно отреагировало на ситуацию. Например, были приняты две конвенции: против организованной транснациональной преступности (2000 г.), о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.). Эти и ряд других важных конвенций наша страна ратифицировала и выполняет обязательства по приведению национального законодательства в соответствие с нормами международного права, как требует и Конституция Российской Федерации.

Пересмотр базового Федерального закона "О борьбе с терроризмом" вызван анализом обстоятельств и последствий террористических актов, имевших место в Российской Федерации в период с 1999 по 2004 гг., а также зарубежного опыта США, Израиля, Испании, Франции, Германии, Великобритании и других государств. Само название законопроекта - "О противодействии терроризму" - позволяет судить о его концепции. Противодействие - это широкий фронт, который объединяет все государственные и общественные институты. Если Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" 2008 г. определял задачи в основном силовых ведомств, то действующий закон отражает изменение характера и масштабов террористической опасности24.

Информация о работе Внешняя функция в борьбе с терроризмом