Внешняя функция в борьбе с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание

Внутренние – экономическая – выработка экономической стратегии, метода госрегулирования, налоги, благоприятные условия, участие гос-ва в экономической жизни. Социальная – защита личности, нормальные условия жизни, распределение социальных благ. Финансовый контроль – выявление и учет доходов производителей, формирование и исполнение бюджета. Охрана правопорядка – деятельность гос-ва по исполнению законов всеми, на кого они распространяются. Природоохранительная функция.

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ курсовой РАБОТЫ.docx

— 110.95 Кб (Скачать документ)

А.Б. Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особые проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации10.

 

1.3. Анализ внешних функций государства

 

Из множества функций  произведём анализ внешних функций государства:  

1)  Функция обороны 

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются, прежде всего, для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено  на особые государственные вооруженные  организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся: 

- службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий,

- служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств,

- полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан. 

2)  С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

Действительно, всю историю  человечества можно образно назвать  историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную. 

3)  В современных условиях у государства возникает новая функция –функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. 

В эту функцию также  входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.  

4)  Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и т.д.  

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В  Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

В современных условиях развитие государств определяется процессом  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества.

Функция сотрудничества и  взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Как уже было сказано выше, каждое государство связано с  другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.  

Следует отметить, что перечень внешних функций государства, приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции.

Эта проблема будет рассмотрена  далее, применительно к российскому  государству.

 

1.4. Современная  трансформация внешних функций  в России

 

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах на внешние функции государства.

Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой  системы социализма отпала необходимость  в «братской помощи» социалистическим странам.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. Исчезли и соответствующие функции.

В-третьих, с середины 80-х  годов XX века резко изменилось отношение  правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетнее  идеологическое противостояние уступило место политике соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов, унизительного самобичевания и политического заискивания.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности российского  государства, а, следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества.11

Л.А. Морозова выделяет в  качестве самостоятельной внешней  функции, присущей современному российскому  государству: интеграция в мировую  экономику12. Функции интеграции в мировую экономику приобрело общепринятый характер.

Несовместимость экономических  систем различных типов общества, а так же ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных инвестиций в России.

Особую проблему в последние годы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций российского государства. Определенные положительные изменения в этом вопросе начались совсем недавно и выразились в пресловутом «укреплении вертикали власти», а также в комплексе проводимых реформ (например, судебной). Напомню, что ситуацию начала 90-х годов XX века нередко называют «парадом суверенитетов», когда пресловутый «суверенитет» провозглашали национальные автономии в составе РСФСР. Некоторые республики, такие как Татарстан и Башкортостан вообще подписали федеральный договор лишь в 1994 году.

В настоящее время все  еще стоит задача разграничения  сфер деятельности полномочий между  федеральными органами власти и органами субъектов федерации. Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна.

А.Б. Венгеров приводит в пример следующие задачи: «совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.д.»13.

Но есть и вопросы, которые  можно и нужно решать на местном  уровне. Например, для обеспечения  стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, данная проблема, по моему мнению, должна быть решена в первую очередь законодателями на федеральном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ВНЕШНЯЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Терроризм, как опасное явление современности

 

Терроризм относится к  числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Масштабы терроризма и  его межгосударственный характер сделали  совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним. Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Терроризм можно встретить в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.

Терроризм, давно выйдя  за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал эффективным и уж, конечно, эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой. Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый – от нищего до короля, каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Отсюда крайняя уязвимость человека, принимающая катастрофические размеры при тоталитарных режимах.

В январе 2011г. на экстренном заседание Национального антитеррористического комитета Президент России Дмитрий Медведев отметил то, что улучшения проблемы борьбы с терроризмом так и не произошло: "Теракты в прошлом и в этом году показывают, что у нашей страны еще много проблем с безопасностью». Распространение экстремизма, терроризма и радикальных религиозных течений, по оценке главы государства, «будет длиться десятилетиями». «Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение, - обратился к подчиненным Дмитрий Медведев, - это большая, сложная проблема, по которой нам придется предпринимать очень серьезные усилия на протяжении очень длительного времени»14.

Несмотря на предпринимаемые  правоохранительными органами меры, острота проблемы терроризма и преступлений террористического характера, не снижается. Введение относительно недавно уголовной  ответственности за терроризм, захват заложника, организацию незаконного вооруженного формирования и т.д. требует серьезного научного осмысления как уголовно-правовых норм, в которых предусмотрена ответственность за данные преступления, так и иных норм, направленных на охрану личности, общества и государства, а также практики их применения.

Как отмечается в Концепции  национальной безопасности РФ: «Во  многих странах, в том числе в  Российской Федерации, резко обострилась  проблема терроризма, имеющего транснациональный  характер и угрожающего стабильности в мире, что обуславливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по её нейтрализации».

 

2.2. Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых

       категорий

 

Рассматривая проблему терроризма как уголовного преступления нельзя не остановиться на вопросах разграничения  терроризма и смежных с ним  преступлений. Наиболее важным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга или совершенным общеопасным способом15

Для разграничения составов преступлений в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный  или общественный долг, необходимо проанализировать субъективные признаки преступления, а именно - в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий. Когда мы говорим о терроризме, речь идет о действиях, суть которых - нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на властные структуры. Взрыв, поджог и сопряженное с ними убийство человека используются как средство достижения поставленной задачи, но не являются самоцелью.

Информация о работе Внешняя функция в борьбе с терроризмом