Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18
Заключение ………………………………………………………………..……..23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

терроризм -курсовая по УП.docx

— 46.81 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5

Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13

Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18

 

Заключение ………………………………………………………………..……..23

Список используемой литературы……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Актуальность  выбранной  темы  продиктована  нашей  действительностью.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных  по своим масштабам, непредсказуемости и  последствиям  общественно-политических и моральных проблем.

Наряду с партиями и  группами  интересов,  теперь  можно выделить новых   субъектов   политики –   террористические   организации. Разумеется,  террористическую  деятельность  можно  рассматривать  как   вид политической борьбы, однако терроризм распространился  по  всему  миру,  так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.

Если раньше  террористические  организации  финансировались  теми  или иными странами (внутри государства – партиями) и защищали  их  интересы,  то теперь они часто действуют  самостоятельно,  ставя  под  сомнение  авторитет государств во внутренней и внешней политике.

Это стало возможным  по  многим причинам,  среди  которых  есть  три  главные: 

  1. развитие  средств   массовой информации, которые информируют общественность  о  любом  теракте;
  2. усиление международной преступности, во многом  по  своей  организационной  структуре схожей  с террористическими  организациями; 
  3. развитие  науки   и  техники, породившее новые мобильные образцы оружия.

Появление терроризма влечет за  собой  массовые  человеческие  жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые  невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие  между  социальными  и национальными  группами.  Террористические  акты  привели  к  необходимости создания международной системы  борьбы  с  ним. 

         Для  многих  людей,  групп, организаций,  терроризм  стал  способом   решения   проблем:   политических, религиозных, национальных.  Терроризм  относится  к  тем  видам  преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто  не  имеет никакого отношения к конфликту.

Масштабы терроризма и  его межгосударственный характер сделали  совершенно необходимым налаживание  международной системы противодействия  ему, координацию усилий различных  государств на долгосрочной основе и  на самом высшем уровне, создание международных  организаций по борьбе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты

Согласно п. 1 ст. 205 УК РФ1, терроризмом признается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Для оконченного состава  терроризма не требуется фактического наступления  указанных в законе последствий. Достаточно, чтобы террористические действия создавали  реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Субъектом терроризма может  быть любое вменяемое лицо, достигшее  четырнадцатилетнего возраста. Это  положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку  в национальном и религиозном  терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много  подростков.

В условиях массовой истерии  они легко  могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать  преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Терроризм может совершаться  только с прямым умыслом, поскольку  террорист осознает общественную опасность  своих поступков, предвидит возможность  или неизбежность наступления общественно  опасных последствий и желает их наступления. Прямой умысел террориста направлен на совершение взрыва или иного действия, создающего реальную опасность возникновения указанных последствий ради достижения определенных целей.

Существует социально – правовая проблема воздействия на терроризм. Она включает в себя следующие компоненты:

  1. анализ насильственного поведения с целью выделения террористических его разновидностей, причем для этого обязательно должны быть выявлены признаки, индикаторы, поддающиеся верификации, то есть проверке на некоторой общепринятой у профессионалов основе;
  2. разработку правового понимания терроризма как поведения субъектов права. Здесь в принципе возможно и изучение поведения субъектов конституционного права, юридических лиц, но в любом случае право должно исходить не из политических определений сил, движений, побудительных факторов, но из четких характеристик субъектов, поведение которых может быть основанием правовой ответственности;
  3. конкретизацию правового понятия терроризма применительно к целям использования (научным, социально – правовым, догматическим), которое в свою очередь может быть государственно – правовым, уголовно – правовым и, возможно, соотноситься с другими отраслями права;
  4. анализ возможностей и пределов усвоения понятия терроризма действующими нормативными актами;
  5. уяснение последствий применения или отказа от применения тех или иных правовых предписаний: кроме излишней политизации поведения возможны не вызванные необходимостью ограничение свобод и перегрузка правоохранительной системы;
  6. определение допустимых и эффективных методов правового воздействия на террористические поведение, что предполагает создание набора средств правового воздействия, отражающих весь позитивный потенциал действующего права (поощрительные нормы, особые условия амнистии, введение особого процессуального порядка работы со свидетелями и другие меры, нуждающиеся в специальном анализе);
  7. достижение правового и социального согласия относительно характера правовой борьбы с терроризмом, ибо это преступление, пожалуй, как никакое другое провоцирует применение излишне жестоких государственных мер, либо отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, то есть вызвать эффект противоположенный ожидаемому. При этом чрезвычайно важно оберегать авторитет государства, отнюдь не сводимый к авторитету отдельных ведомств либо должностных лиц.

Наконец правовая борьба с  терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных  исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого2.

С этих позиций можно высказать  некоторые соображения сугубо практического  свойства. Прежде всего, необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они не пытались оправдаться.

Одной из таких гарантий является жесткая индивидуальная ответственность  за принимаемые решения и осуществляемые действия. Но в целом предписания, связанные с правовым воздействием на терроризм (выявление, профилактика, привлечение к уголовной и  иной ответственности, регулирование  и ограничение правовых возможностей граждан и пр.) должны быть внутренне  согласованны и на единой основе проведены  через систему уже действующих  нормативных актов.

Это относится к законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в особенности так называемых силовых структур, устанавливающим  статусы субъектов права, включая  граждан, определяющим их права и  обязанности, например, в сфере получения  информации, деятельности СМИ, к законам  о чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и  иному законодательству.

Печальная практика указывает  на необходимость введения жестких  правил принятия решений в сфере  борьбы с терроризмом, а также  иным противоправным насильственным и  в целом антиконституционным  поведением.

Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного  рода решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.

Крайне важно определить компетенцию различных государственных  органов в сфере борьбы с терроризмом.

Структуры, выполняющие эти  задачи, должны иметь поддержку государства  и общества. Но они должны быть легитимны, их работа должна быть уважаема обществом  и вестись дозволенными методами. Не следует допускать использования  неконституционных структур для  борьбы с терроризмом. Такой подход есть проявление монополии государства  на насилие и направлен на повышение  авторитета государства.

Неумеренное применение, например, масок, камуфляжа, автоматического  оружия структурами, выполняющими, в  сущности, обыденные задачи, подрывает  спокойствие в обществе, снижает  авторитет правоохранительных органов  и переводит конфликтность на более высокий уровень.

Что касается информационного  обеспечения антитеррористической системы, проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности; унификация ведомственных  и межгосударственных подходов к  статистическим учетам, расширения круга  статистических данных об участниках и пособниках терроризма, о потерпевших; создания единого банка информации (включая и данные о результатах  судебного разбирательства) и режима информационного обмена, согласования статистической отчетности о террористических преступлениях и смежных криминальных деяниях, разработки и внедрения  методики оценки последствий террористических преступлений.

На концептуальном уровне необходимо осуществить разработку уголовного и уголовно – процессуального законодательства.

Подлежит разработке и  нормативному закреплению перечень участников антитеррористической деятельности с дифференциацией на группы:

  1. Участников общей профилактики (дальние подступы – противодействие развитию конфликтности в обществе, ожесточению людей, привитие ценностных ориентаций и создание жизненной перспективы);
  2. Участников специальной профилактики (антитеррористическая пропаганда);
  3. Участников пресечения террористических деяний на всех возможных уровнях;
  4. Участников справедливого наказания террористов и его исполнения.

На межведомственном уровне, помимо сквозных вопросов информационного  обеспечения, требуется разработка типовых планов межведомственных действий, федерального, межрегионального, регионального  уровня и уровня сотрудничества с  другими государствами.

Для каждого варианта должен быть определен единый руководитель, его правовой статус и круг помощников, включая аналитиков, экспертов –  юристов, психологов и т.д3.

Разработке подлежат следующие  проблемные ситуации стратегического  характера:

  1. компетенция ветвей власти, пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайной обстановки, режим деятельности представителей СМИ при освещении антитеррористических операций (ограничения, связанные с секретностью, с безопасностью самих журналистов и т.д.);
  2. обеспечение безопасности населения;
  3. принципы переговоров;
  4. принципы применения силы и психологического давления;
  5. надзор и контроль за законностью, в том числе основания и режим допуска международных наблюдателей;
  6. статус сотрудников, внедренных к террористам.

Подлежит градации на основе интегративных критериев оценка допустимых пределов применения силы, оружия и спецсредств.

Детальной разработки требует  процедура и содержание взаимодействия введенных в действие федеральных  сил с властями региона и органами местного самоуправления. В частности, речь идет о праве региональных властей  на переговоры, о статусе использования  местных ресурсов и сил для  вывода населения, оцепления, контроля транспорта, размещения эвакуированных, размещения и снабжения участников операции, информационной взаимосвязи4.

Большое значение необходимо предавать целевой характеристике задач, форм и содержания:

  1. работы с населением по опровержению преувеличенных представлений о распространенности и опасности терроризма (здесь нужны и совместные с СМИ действия на основе партнерской позиции) и в то же время по формированию повседневной бдительности в отношении лиц и предметов, которые могут представлять опасность;
  2. своевременной и достаточной информации о конкретных действиях террористов, согласованной между ведомствами, точной и не допускающей избыточных деталей, внушающих страх;
  3. обязательное сообщение о потерях террористов и о судебном приговоре;
  4. целенаправленной правовой и морально – психологической подготовки участников антитеррористической деятельности, с тем, чтобы создать позицию готовности к ней (и в ситуациях риска) на основе точного знания прав, обязанностей, ответственности.

В том числе осознания  законности необходимой обороны  и противоправности любых приказов по ее ограничению. В то же время морально – психологическая и правовая подготовка должна ориентировать не только на своевременность и достаточность активного противодействия террористам, но и на предотвращение избыточности и проявлений жестокости; необходимо предусмотреть и психолого – психиатрическую помощь участникам операций по выведению их из экстремального личностного состояния.

Активная борьба с проявлениями терроризма ведется также на уровне законодательства.

Среди нормативных актов, регулирующих борьбу с терроризмом  необходимо выделить такие как Указ Президента РФ от 07.03.1996 г. №338 «О мерах  по усилению борьбы с терроризмом»5. В данном нормативном акте определяются основные направления повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом.

Положение «О Межведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.01.1997, № 456, в котором определяются основные задачи и права межведомственной антитеррористической комиссии направленные на борьбу с различными проявлениями терроризма.

Информация о работе Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом