Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание

Масштабы терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом. Криминологический и международно-правовой аспекты…………………….5
Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача……………13
Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом…….……18
Заключение ………………………………………………………………..……..23
Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

терроризм -курсовая по УП.docx

— 46.81 Кб (Скачать документ)

Важным нормативным актом  является Концепция национальной безопасности, утвержденная указом Президента РФ от 10.01.2000 №247. В Концепции сформулированы важнейшие направления и принципы государственной политики. Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности РФ.

 

 

Глава 2. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача

 

Терроризм превратился сегодня в серьезную проблему для всего мирового сообщества. И при организации эффективного противодействия ему необходимы совместные усилия различных государств, их специальных служб и правоохранительных органов.

Однако следует четко  осознавать, что подобное взаимодействие может иметь место лишь в ситуации, когда интересы различных государств в сфере борьбы с терроризмом  совпадают.

Таким образом, главными субъектами борьбы с терроризмом должны быть само государство, законодательная  и исполнительная ветви власти8.

Компетенция специальных  и правоохранительных органов в  сфере предупреждения и пресечения терроризма, весьма ограничена.

С одной стороны, необходимо создание единой, отсутствующей сегодня  в России, целостной, комплексной, стратегически  ориентированной государственной  концепции борьбы с терроризмом, которая должна стать прочным  фундаментом организации контр - террористической деятельности в стране.

Разумеется, эта концепция  должна согласовываться с международными подходами к борьбе с терроризмом  и учитывать специфические российские особенности этого явления.

 

 

Нужна и серьезная модернизация законодательства Российской Федерации  в сфере борьбы с терроризмом.

Другая сторона системного подхода к разрешению общегосударственной  проблемы борьбы с терроризмом заключается  в необходимости объединения  усилий в противодействии этому  социально- политическому явлению  всех ответственных за будущее страны сил государства и общества.

Здесь должны найти свое место и верхние эшелоны представительной власти России, и законодатель, и  спецслужбы, и правоохранительные органы, и учреждения культуры, и средства массовой информации, и партийные, религиозные  и иные общественные объединения.

Каждый из участников всеобщей борьбы с терроризмом должен отвечать за свой участок этой деятельности в рамках его компетенции, а координация  их усилий должна быть подчинена единой концепции борьбы с терроризмом.

В ситуации, когда в стране, осуществляются попытки распространения  идеологии экстремизма, фашизма, национализма, религиозной нетерпимости и т.д., чреватых террористическими и иными  противоправными проявлениями, следует  мобилизовать усилия всех пропагандистских и просветительских государственных  структур, воспитательных и образовательных  учреждений и идеологических институтов, всех прогрессивных общественных объединений, и самодеятельных организаций в  направлении разъяснения: широким  слоям населения опасности политического, национального, клерикального экстремизма, сепаратизма и иных явлений, порождающих  терроризм, а также содействовать  привитию гражданам иммунитета к  попыткам втянуть их в такого рода деятельность.

В этой связи хотелось бы отметить особую роль средств массовой информации в противодействии террористической угрозе. К сожалению, приходится констатировать, что их огромный потенциал используется в этом плане весьма неэффективно.

Мало того, можно было бы привести целый ряд примеров, когда авторы некоторых передач  или публикаций либо пытаются оправдать  отдельные террористические акции, либо так обстоятельно описывают  все этапы их подготовки и соответствующие  действия противостоящих им сотрудников  контр - террористических подразделений, что такого рода материалы можно давать под рубрикой «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», посвящая их начинающим террористам и киллерам.

А ведь можно сконцентрировать внимание зрителя и читателя на тех  факторах, которые продуцируют терроризм  и которые мы должны стремиться устранять  из нашей жизни общими усилиями, или на последствиях противоправной акции для окружающих, самого террориста и его близких, наконец, на человеконенавистнической сущности самой идеологии терроризма. И ни в коем случае недопустимо раскрывать тактику подготовки и реализации контр - террористических мер спецподразделений9.

Борьба с терроризмом, прежде всего политическим, требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры и экономического, и политического, и социального, и, естественно, специального характера.

Конечно, это долговременная программа, и ее реализация зависит  от многих параметров. А ситуация такова, что решительные и эффективные  меры необходимы уже сегодня.

Представляется, что для  решения этой задачи требуется программа, которая должна предусматривать  более узкий круг действий и включать в себя:

 

  1. срочное восстановление основных административно-правовых мер (режимные меры), по крайней мере тех из них, которые позволят поставить под контроль миграционные потоки;
  2. наведение порядка с хранением, владением и распространением оружия;
  3. разработку концепции антитеррористической борьбы в современных условиях;
  4. тесную взаимосвязь борьбы с уголовной преступностью, уголовным и политическим терроризмом;
  5. взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в антитеррористической борьбе с выделением головного органа, обладающего необходимыми полномочиями и правами в организации, координации и осуществлении всей борьбы с терроризмом, и возложением на него ответственности за ее результативность;
  6. создание единой информационной системы как в России, так и в рамках СНГ по вопросам борьбы с терроризмом (распределенные банки данных с центральным информационным звеном на базе головного органа) и осуществление аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом;
  7. отработку эффективных методов взаимодействия (информационных, совместных операций) с зарубежными органами, осуществляющими борьбу с уголовным и политическим экстремизмом;
  8. ужесточение правовых последствий (наказаний, санкций для лиц связанных в той или иной форме с террористической деятельностью, а именно: владение оружием и его распространение, передача финансовых, материальных и технических средств, обеспечение связи, недоносительство о фактах подготовки и проведения террористических актов, совершение подобных актов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом

Борьба с преступностью  осуществляется главным образом  путем применения внутригосударственных мер репрессивного и воспитательного характера.

Однако только этих мер  для достижения положительных результатов  может быть недостаточно, все большую  роль начинает играть сотрудничество государств.

Такое сотрудничество, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития международного права.

Существенная черта современного состояния международной борьбы с преступностью - возрастание роли международных организаций в качестве организационных и координирующих центров.

В документах ООН отмечается, что при рассмотрении деятельности транснациональных преступных организаций  неизменно встают вопросы, касающиеся использования тактики террора  и связей с террористическими  организациями.

Преступные организации  прибегают к террору чаще всего  для того, чтобы создать более  благоприятные условия для деятельности своих преступных предприятий. Их действия направлены против конкретной политики в области обеспечения законности, а не против существующих властных структур.

Исследуемая проблема являлась предметом неоднократного рассмотрения в ООН.

Так, ее седьмой Конгресс по предупреждению преступности и обращению  с правонарушителями в своей  резолюции в Миланском плане  действий подтвердил, что первоочередное внимание должно уделяться борьбе с терроризмом во всех его формах, в ключах, при необходимости, скоординированные, согласованные действия международного сообщества10.

Седьмой Конгресс ООН просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней рассмотреть  возможность разработки рекомендаций о международных действиях по укреплению правоохранительных мер, в  том числе процедур выдачи преступников, соглашений о юридической помощи и сотрудничестве в отношении  правонарушений террористического  характера.

Конгресс предложил международному сообществу принятие согласованных  ответных мер по борьбе с национальным и международным терроризмом  глобального характера.

С целью скоординированных  действий против международного терроризма как на национальном, так и на международных уровнях, восьмой  Конгресс ООН выработал специальные  рекомендация, именуемые «Приложение  «О мерах по борьбе с международным  терроризмом»11.

Лидеры крупнейших промышленно-развитых стран приняли пакет мер, направленных на борьбу с международной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом  на состоявшемся саммите в Лионе в 1996 г. Этот пакет, представляющий собой перечень из сорока рекомендаций, предусматривает принятие конкретных мер со стороны «большой семерки» и России.

Указанный пакет содержит конкретные рекомендации по четырем  ключевым направлениям.

  1. «Отказ в предоставлении убежища»: восемь стран должны обмениваться информацией в связи с договорами об экстрадиции и запросами об экстрадиции в отношении разыскиваемых преступников, террористов и преступных организаций, а также в связи с программами по защите свидетелей. Это будет осуществляться путем обмена работниками прокуратур, судебных и правоохранительных органов; за счет координации усилий в сфере международной подготовки сотрудников правоохранительных органов, а также за счет увеличения числа договоров и других двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся экстрадиции.
  2. «Лишение преступников и террористов необходимых ресурсов»: восемь стран будут обмениваться информацией, касающейся борьбы с отмыванием денег, в том числе о методах ведения расследований и методах привлечения преступников к ответственности. Они будут способствовать увеличению числа стран, относящих практику отмывания денег к преступлениям и принимающих законы, которые позволяют налагать арест на имущество преступников - террористов.
  3. «Зашита национальных границ»: они усилят деятельность по борьбе с организациями и подпольными рынками, поддерживающими преступную террористическую деятельность; они будут обмениваться информацией о лицах и организациях, занимающихся незаконной торговлей оружием, контрабандой людьми, а также данными о разыскиваемых преступниках; они будут обмениваться последними достижениями в сфере технологий, применяемых при защите границ, использовать усовершенствованные виды въездных и выездных документов и более совершенную технику для обнаружения подделок; будут содействовать увеличению числа стран, относящих контрабанду людьми к категории преступлений.
  4. «Выявление и профилактика преступлений и террористических актов, совершаемых с применением передовых технологий»: восемь стран разработают общие подходы к борьбе с высокотехнологичными преступлениями и компьютерным пиратством, в том числе с действиями террористов, использующих последние достижения информационной технологии для проникновения в базы данных финансовых институтов и государственных учреждений.

В рамках Интерпола (Международной  организации уголовной полиции) сложился постоянно действующий  механизм кооперации и координации  действий полиции разных стран в  борьбе с общеуголовной преступностью. Но контакты полицейских служб в системе Интерпола - лишь часть более общего и широкого международного сотрудничества государств по социальным вопросам, в числе которых поиски наиболее эффективных форм и методов борьбы с преступностью как на национальном, так и на международном уровне.

Борьба Интерпола с  терроризмом всегда была трудной. До последнего времени он вообще не вступал  в противоборство с ним из-за опасений относительно «политической» природы этого преступления.

 Такое отношение Интерпола к терроризму основывается на ст.3 Устава Международной организации уголовной полиции12, в которой указано, что «организации строго запрещается любое вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера».

Исключение составляли лишь проявления «чисто» криминального терроризма, который отмечался при совершении таких преступлений, как, например, незаконная торговля наркотиками или фальшивомонетничество.

В Российской Федерации основным актом, регулирующим борьбу с терроризмом  является ФЗ « О борьбе с терроризмом»13.

В 1984 г. Генеральная ассамблея  Интерпола в Люксембурге утвердила новые «Основные направления», позволяющие Интерполу действовать, если террористы орудуют за пределами своей национальной территории.

В январе 1987 г. Генеральной ассамблеей Интерпола была создана специальная антитеррористическая группа. В марте 1987 г. Генеральный секретариат Интерпола разослал в Национальные центральные бюро (НЦБ) стран-членов Интерпола «Руководство по борьбе с международным терроризмом».

Также необходимо обратить внимание о действующих международных  договорах, о выдаче и взаимной помощи. Данные договоры являются эффективным средством сотрудничества государств в борьбе с террористической деятельностью.

Двустороннее сотрудничество требует значительного времени  и ресурсов, что сложно для малых  государств, не обладающих надлежащими  ресурсами и опытом ведения многочисленных двусторонних переговоров для разработки различных инструментов сотрудничества.

Хотя наличие типовых  договоров несколько упрощает эту  задачу, нехватка ресурсов, по-видимому, будет и впредь являться существенным препятствием. Отсюда следует, что, хотя система двустороннего сотрудничества будет и далее укрепляться, ее необходимо дополнить различными формами  многостороннего сотрудничества14.

Информация о работе Уголовно – правовые проблемы борьбы с терроризмом