Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, тема правового положения иностранцев в России является сегодня одной из самых актуальных. И тому так много причин, что на пере-числение их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….5

1.1 Общая характеристика закона………………………………………..5
1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………..10

1.3 Ограничения, установленные для иностранных граждан в соответствии с Федеральным Законом……………………………...19

1.4 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности…………………………………………………………….23

1.5 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию……………………………………………..25

1.6 Регистрация иностранных граждан и учет временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации иностранных граждан………………………………………………….30

1.7 Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Ответственность за нарушение настоящего Закона…………………………………………………… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
ССЫЛКИ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 



 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН                     И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….5

 

1.1 Общая характеристика закона………………………………………..5

 1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан                                              и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………..10

 

1.3 Ограничения, установленные  для иностранных граждан                                в соответствии с Федеральным Законом……………………………...19

 

 1.4 Условия участия иностранных граждан в трудовой                              деятельности…………………………………………………………….23

 

1.5 Порядок приглашения  иностранных граждан                                           в Российскую Федерацию……………………………………………..25

 

1.6 Регистрация иностранных граждан и учет временно                               пребывающих и проживающих в Российской Федерации                            иностранных граждан………………………………………………….30

 

1.7 Контроль за пребыванием  и проживанием                                                  иностранных граждан. Ответственность за нарушение                               настоящего Закона……………………………………………………  34

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37

       ССЫЛКИ……………………………………………………………………38

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 

 

 На мой взгляд, тема правового  положения иностранцев в России является сегодня одной из самых  актуальных. И тому так много причин, что на пере-числение их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову. Во - первых, столь актуальной эта проблема стала для нас с распадом Советского Союза и образованием в результате этого ряда новых государств по границам России. И не в том беда, что это были государства во многом с неустойчивыми режимами и не ясным будущим. Беда в том, что к такому повороту событий и складыванию такой геополитической ситуации мы были совершенно не готовы. В результате и сегодня мы еще во многом оста-емся страной с прозрачными границами, и это приносит нам серьезные непри-ятности во многих сферах. Другая проблема заключалась в том, что даже пси-хологически народы наших стран не были готовы считаться с новой геопо-литической реальностью. Границы между странами СНГ на протяжении 90-х годов оставались за редким исключением условными. Населением они воспри-нимались, как неуместные перегородки между помещениями некогда единого союзного дома.

Но сама действительность вынудила нас отказаться от подобной схемы- СНГ, как интеграционная структура оказалось нежизнеспособным. У нас не по-лучилось ни подобия Европейского союза, ни Британского содружества. Все отношения в рамках СНГ перешли постепенно на двустороннюю основу (одна-ко, справедливости ради, отметим, что в рамках СНГ предпринимаются попыт-ки более тесной интеграции и даже создания Союзного Государства), экономи-ические связи стараниями политиков были подорваны, а значит, исчезла сама основа более тесного взаимодействия. Огромное большинство граждан этих но-вых государств продолжали, а некоторые и по сию пору продолжают оста-ваться гражданами СССР. Но такое положение, сколь это не горько, не может не вредить в современных обстоятельствах - мировые преступные группировки очень быстро сориентировались в сложившейся на постсоветском пространстве ситуации правового вакуума. Территории СНГ и России стали крупнейшей пе-ревалочной базой наркоторговцев на пути в Европу, многочисленные межна-циональные конфликты и войны в республиках выплеснулись на улицы наших городов сотнями тысяч беженцев и как следствие - возрастанием социальной напряженности внутри России. Настоящим бедствием стало засилье нелегаль-ной иностранной рабочей силы из средней Азии и Закавказья. Нелегалы столь отрицательно повлияли на рынок рабочей силы в стране, что это обстоя-тельство сегодня стало национальной проблемой - зачем работодателю, в особенности частному, улучшать условия труда, предоставлять социальные гарантии, платить налоги и сборы в социальные фонды, когда всегда можно за копейки нанять бесправных нелегалов?

Прозрачность наших  границ мешает восстановлению порядка  в Чеченс-кой Республике - террористы постоянно получают помощь из-за границы, через прозрачные рубежи проходят наемники со всего света, сепаратисты отправля-ются на отдых и лечение в ближнее зарубежье.

Отдельная тема для многих исследований - положение наших соотечест-венников в одночасье оказавшихся за пределами  Родины. Таковых по некото-рым оценкам, более 25 миллионов человек.

Сложность вопроса в  том, что после распада Советского Союза его граж-дане не получили права на оптацию – такое право отчасти, имели лишь гражда-не СССР, проживавшие на территории нашей страны. Другие республики при-знали граждан СССР своими гражданами, при этом, не спросив желания состо-ять в гражданстве этих новых государств и не дав времени на решение воп-росов об отношении к гражданству того или иного государства. Многие респуб-лики фактически против воли сделали людей своими гражданами под угрозой различных санкций. Были и более ужасные прецеденты – Латвия, претенду-ющая на звание европейского демократического государства грубейшим обра-зом нарушила права большей части собственного населения, признав за всеми русскими «уникальный» статус не граждан республики. Гонениям и пресле-дованию по национальному признаку подверглось русское население не только прибалтики, но также Средней Азии и Закавказья. Фактически повсеместно мы можем выявить в этот и, к сожалению, в настоящий период различные формы дискриминации русских в странах СНГ и прибалтики.

Ввиду всего вышесказанного полагаю, что рациональное законодательство по вопросу привлечения в Россию наших соотечественников позволит решить многие проблемы, но, прежде всего, снизит остроту демографического кризиса в нашей стране. Удачно ведя переселенческую политику, можно решить проблему малонаселенных территорий Сибири и Дальнего востока. Можно укомплектовать хорошими специалистами учреждения в сельской местности, куда «свои» не поедут. Можно использовать потенциал этих людей для подъема экономики депрессивных регионов, поскольку, как показывает опыт большинство из них - очень инициативны и способны успешно вести дела.

И, наконец, невозможно не отметить, что страшной реальностью  стал для современно мира международный  терроризм. Наша страна одной из первых вступила в борьбу с ним. Осознание этой опасности пришло к нам раньше других потому, что мы первые столкнулись с этим злом и вот уже более 10 лет ведем беспощадную борьбу с ним. Россия, находясь на передовой борьбы с террористическим интернационалом, не может позволить пребывание на своей территории террористам и их пособникам, поэтому сегодня борьба с международным терроризмом – задача, в том числе и законодательства о статусе иностранных граждан. Эта задача послужила одной из главных причин ужесточения законодательства в отношении статуса иностранных граждан на территории РФ.

Все это и определило необходимость  разработки и принятия в нашей  стране нового закона, регулирующего  правовое положение иностранных  граждан.

 

 

 

 

 

 1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 1.1 Общая  характеристика закона

 

 

 Закон о правовом положении иностранных  граждан и лиц без граждан-ства в Российской Федерации № 115 от 25.07.2002г. вступил в силу с 25.10.2002г. Принятие данного Федерального закона произошло в общем кон-тексте процесса модернизации и реформирования законодательства, начавше-гося с 2000 года. В этот период приступили к разработке новых законода-тельных актов во многих отраслях права. В том числе не обошли вниманием и такой вопрос, как правовое положение иностранцев. И здесь, как и в боль-шинстве других вопросов накопилось большое количество нормативных актов. Некоторые остались в наследство от СССР, другие были приняты поспешно, третьи не учитывали новые обстоятельства и изменившуюся обстановку в жиз-ни государства. Достаточно сказать, что на протяжении 90-х годов основным документом, регулирующим статус иностранных граждан в России, продолжал до 25 октября нынешнего года оставаться Закон СССР от 24.07. 81 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (Ведомости Верхов-ного Совета СССР, 1981, № 26 ст. 836). Но советский закон был хорош для сво-его времени. После принятия новой Конституции РФ он с неизбежностью во-шел в противоречие со многими ее положениями. А, учитывая также наличие большого количества международных договоров РФ с рядом зарубежных стран, так или иначе регулирующих этот круг отношений, можно сделать вывод о недопустимости такого состояния правовой базы по данному вопросу. Помимо этого, как старые, так и новые нормативные акты вошли в противоречие с Конституцией РФ 1993 года, провозгласившей, что «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Рос-сийской Федерации».[1] Это обстоятельство повлекло за собой обращения иностранцев в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием восстановления нарушенных прав. В этой связи в сложном положении оказался Конституционный Суд, который с одной стороны был обязан восстановить нарушенные права иностранных граждан, а с другой своим решением не разру-шить и без того слабую нормативно-правовую базу, регулирующую статус иностранцев в РФ, и Конституционный Суд частично удовлетворял жалобы отдельных иностранцев, но, в общем, стремился к сохранению имеющейся нормативно правовой базы, дабы вовсе ее не лишиться.[2], вот, пример из архивов судебной практики Краснодарского края (22 августа 2001 года судья Крымского райсуда  Копаева Т.Н. оставила без движения заявление Г. о несогласии с отказом Крымского ПВС произвести обмен паспорта, потребовав представить "доказательства обоснованности заявленных требований, в частности, постоянной регистрации на территории Крымского района и принадлежности к гражданству РФ". И всё это - несмотря на то, что Г. представила вместе с заявлением копию паспорта со штампом ПВС Крымского РОВД о постоянной регистрации в Крымском районе Краснодарского края. Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда оставила это определение без изменения, а жалобу без удовлетворения). Именно для того, чтобы в будущем исключить возникновение противоречий нового закона с основными правами, гарантированными Конституцией РФ в ст. 3 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» говорится, что «Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации».[3] И поэтому главная особенность этого закона - четкое и однозначное определение пребывания и проживания иностранных граждан на территории РФ, правил их участия в трудовых отношениях, порядок учета и регистрации. Он установил пределы ограничения их прав, регламентировал условия и порядок депортации иностранцев. Новым для данного закона является то, что в отличие от советского законодательства, где собственно закон содержал общие положения о правовом статусе иностранных граждан в СССР, а порядок их въезда, регистрации, пребывания и проживания регулировался Правилами пребывания иностранных граждан в СССР, то новый закон объединил в одном документе все эти функции, что существенно упростило использование и улучшило качество законодательства. Еще одним существенным моментом является то, что в отличие от своего предшественника новый закон более детально и полно регулирует процедуру пребывания и проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации.  

Правильно понимание  положений настоящего Закона, а значит и адекват-ное его толкование и применение невозможно без конкретизации основных правовых понятий и институтов, существующих в нашем законодательстве о правовом положении иностранных граждан:

иностранный гражданин- физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо  без гражданства- физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию- документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная  карта- документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации; 

разрешение на временное проживание- подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство- документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации  иностранный граж-данин- лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разреше-ние на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федераль-ным законом или международным договором Российской Федерации докумен-ты, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно  пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин- лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин- лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин- лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина- работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник- иностранный гражданин, временно пребываю-щий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя- иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу- документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация- принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.[4]

Необходимо отметить, что в Советском Законе дано было лишь понятие иностранного гражданина, тогда, как настоящий Закон определяет широкий спектр понятий, необходимых  для правового регулирования данной сферы правоотношений. Впервые появились такие понятия, как миграционная карта, приглашение на въезд в Российскую Федерацию, иностранный работник, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, депортация. Все эти понятия отражают изменения в жизни страны, произошедшие со времени принятия прежнего Закона, характеризуют возросший уровень юридической техники, являются отражением отдельных правовых новаций, характерных для данного Закона.  

 

 

 

 

 

 

1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

 

 

 Новый закон устанавливает три  режима пребывания иностранных граждан на территории России:

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации