Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание

На мой взгляд, тема правового положения иностранцев в России является сегодня одной из самых актуальных. И тому так много причин, что на пере-числение их всех не хватит объема работы. Но все же основные причины ее актуальности назову.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….5

1.1 Общая характеристика закона………………………………………..5
1.2 Режимы пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………..10

1.3 Ограничения, установленные для иностранных граждан в соответствии с Федеральным Законом……………………………...19

1.4 Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности…………………………………………………………….23

1.5 Порядок приглашения иностранных граждан в Российскую Федерацию……………………………………………..25

1.6 Регистрация иностранных граждан и учет временно пребывающих и проживающих в Российской Федерации иностранных граждан………………………………………………….30

1.7 Контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан. Ответственность за нарушение настоящего Закона…………………………………………………… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
ССЫЛКИ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Естественно, что данная информация, согласно ч. 2 ст. 26 Закона, будет конфиденциальна. И, разумеется, для иностранных граждан, имеющих  дипломатические привилегии и иммунитеты, установлен иной порядок учета. Их учет, согласно ст. 29, осуществляет Министерство Иностранных Дел.

 

 

1.7 Контроль за пребыванием и  проживанием иностранных граждан.  Ответственность за нарушение  настоящего Закона 

 

Контроль за пребыванием и проживанием  иностранных граждан в Российской Федерации осуществляет МВД РФ, а за пребыванием отдельных категорий иностранцев МИД РФ.[31]

Однако если проконтролировать  пребывание иностранцев, въехавших  в страну в порядке визового режима относительно легко, то пребывание и проживание иностранц ев, прибывших в порядке, не требующем получения виз, очень трудно и даже не всегда возможно. А если учесть еще и тот факт, что иностранцы из т.н. «ближнего» зарубежья въезжают на основании внутренних документов, причем не только паспортов, то даже проставление отметки пограничного контроля во внутренний документ проблематично. По этой и по многим другим причинам давно велся разговор о необходимости внедрения миграционных карт. Изучался иностранный опыт применения такой формы контроля. К слову, и некоторые наши соседи по СНГ, к примеру, Украина, уже применяют подобную форму контроля. И вот теперь и у нас такой документ появился. Согласно совместному приказу МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ. ФПС РФ от 11 ноября 2002 года № 1095/16531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт», утверждено Положение о миграционной карте[32]и форма миграционной карты.[33]Документ состоит из двух отрывных частей. При въезде иностранный гражданин обязан заполнить этот документ, при этом одна часть с отметкой о въезде изымается должностным лицом органа пограничного контроля, а другая остается у иностранного гражданина и при выезде будет изъята. Обратная сторона предназначена для отметок о регистрации по месту временного пребывания. Миграционная карта содержит личные данные иностранного гражданина, а также цель его визита в Российскую Федерацию. Это может быть учеба, работа, транзит, туризм, служебная коммерческая или частная поездка. Такая форма контроля позволит получить достоверные данные о том, кто и с какой целью прибывает в Россию. Кроме того, теперь будет невозможно для иностранца утверждать, что он обучается в российском учебном заведении, и при этом торговать на рынке. Новый порядок заставляет однозначно определиться с целью поездки. А если сроки пребывания в Российской Федерации нарушены, либо утрачены основания для проживания (сокращен его срок, аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство), и если иностранный гражданин не выехал из России в течение трех дней, его ждет депортация. Она осуществляется органами внутренних дел за счет средств депортируемого, либо за счет средств пригласившей его организации, диппредставительства страны, гражданином которой является депортируемый, других лиц, указанных в законе, либо за счет федерального бюджета. Органы внутренних дел передают информацию о депортации в Министерство иностранных дел, которое уведомляет диппредставительство той страны, гражданином которой является депортируемый. Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.[34]Здесь важно отметить такую особенность – Закон установил возможность регионального регулирования вопросов содержания лиц, подлежащих депортации. Это открывает путь к учету особенностей каждого субъекта РФ и возможности для регионального законодателя наиболее рационально отрегулировать данный вопрос на местном уровне. Так, на мой взгляд, условия и режимы в учреждениях для иностранцев, ожидающих депортации должны различаться. В приграничных и стратегически важных районах страны он должен быть жестче, чем в тех регионах, которым по тем или иным обстоятельствам не вредит приток иностранных граждан.         Иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории РФ подлежат административному выдворению, согласно ст. 34 Закона. Выдворение осуществляется ФПС РФ Порядок его осуществления сходен с порядком депортации.                             

И недавно положения  настоящего Закона были реализованы  в г. Москве. Рядовое событие, которое  произошло в полном соответствии с Законом, вызвало грандиозный общественный резонанс - из столицы депортировали первую партию нелегалов и иностранцев, срок проживания которых в Российской Федерации истек. В основном это граждане Таджикистана. Москва не случайно стала тем субъектом Федерации, который первым применяет положения нового Российского Закона. Столица больше других регионов страдает от притока нелегальных мигрантов из стран СНГ, и теперь, когда подобную проблему стало возможно решить правовыми средствами, Москва немедленно приступила к выполнению этой задачи. В ходе исполнения данного решения возникли и дипломатические сложности, таджикские представители первоначально заявили, что в отношении граждан их страны произошел противоправный акт, но когда представителям Таджикистана было разъяснено, что данная мера законна и обоснована и что даже решения Суда выдали на руки всем, подлежащим депортации, последовала иная реакция. Официальные власти Душанбе заявили, что подготовят специальные брошюры с разъяснением нового Российского миграционного законодательства и проведут информационные мероприятия для своих граждан, отправляющихся на работу в Российскую Федерацию. Такая реакция очень обнадеживает и хочется верить, что жесткость нового законодательства будет гарантировать наведение правового порядка в этой непростой сфере общественных отношений и наши соседи, для которых, безусловно, важны отношения с Российской Федерацией, наконец-то научат своих граждан уважать и соблюдать российские Законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Завершая работу, хотелось бы еще раз сказать о том, что  наше нынешнее законодательство о правовом положении иностранных граждан  – это не просто новые тенденции  в научно-правовом понимании статуса  иностранца, это шаг, который завершает целую эпоху в нашем праве. Мы создали современные нормы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, требованиям новой эпохи и тем вызовам, которые бросает нам не только новая геополитическая реальность, но и глобальные угрозы и особенно международного терроризм. Но мы должны отдать должное и прежнему законодательству, которое на протяжении многих лет регулировало данные правоотношения. Эта практика позволила приобрести бесценный опыт, который, безусловно, пригодился и в работе над созданием нового законодательства. Отдельные элементы предшествующих норм, показавшие свою эффективность, нашли свое отражение и в новых нормах. 

Сегодня законодательство о правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации  это современные, на уровне лучших мировых стандартов нормы регистрации, учета, контроля, четкое определение пределов ограничений в правах для иностранных граждан, жесткие нормы для нарушителей Закона, и, самое главное, неукоснительное следование принципам, закрепленным в нашей Конституции, которая установила, что любые ограничения в правах иностранных граждан должны быть однозначно регламентированы правом. Это первый опыт по приведению законодательства России в этой области в соответствие не только с Конституцией, но и с реальной обстановкой в стране и в мире, требующих от нас ужесточения миграционных норм. Это новый взгляд на проблему сегодня, когда остальной Мир стал намного ближе, когда реальной стороной нашего повседневного быта стало повсеместное присутствие людей из других стран в наших городах и селах и чтобы оставаться великой частью многополярного мира и обеспечить безопасность собственных граждан.  

 

 

                                             1) Ссылки

[1]Конституция Российской Федерации ч.3 ст. 62. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[2]См. например Постановление  Конституционного Суда РФ по  делу Яхья Гафура от 17.02.98 г. 

[3]Федеральный Закон № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[4]Ст. 2 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[5]Ст. 5 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [6]Ст. 6 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[7] Ст.ст. 7-8 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г

[8]Ч.1 ст. 5 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г

[9]Ч.5 ст. 5 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[10]Ч.1 ст. 6 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[11]Ч.6 ст. 6 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[12]Ч.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации». «Российская газета» 2002 № 215 13.10.02 г.

[13]Ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации». «Российская газета» 2002 № 215 13.10.02 г.

[14]Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1223"О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района".

[15]Ч.2 ст. 8 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[16]Конституция Российской Федерации ч.3 ст. 62. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[17]Ч. 1  ст. 11 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[18]Ч. 2  ст. 11 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

[19]См. разд. V Правил пребывания иностранных граждан в СССР. Утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212 (в редакции от 4 ноября 1991 г.).

[20]Ч. 3  ст. 11 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.  

[21]Пп.1 ч. 1  ст. 14 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02г.

[22]П.п.2-6 ч. 1  ст. 14 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02г.  

[23]Ч. 4-5  ст. 14 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02г.  

[24]Ч. 1  ст. 16 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [25]Ч. 1  ст. 18 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [26]П.п.1-2  ч. 2  ст. 18 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.  

[27]П.п. 1-8  ч. 8  ст. 18 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [28]Ст. 20 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [29]Ст. 23 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [30]Ст. 24 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [31]Ч. 1-2 ст. 30 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 [32]«Российская газета» 2002 № 215 от 13.11.02 г.

 [33]«Российская газета» 2002 № 216 от 14.11.02 г.

 [34]Ст. 31 Федерального Закона № 115-ФЗ от 25.07.02 г. «Российская газета» 2002 № 140 от 31.07.02 г.

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2) Нормативные акты

 

 1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 

2 Федеральный Закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года. Принят Государственной Думой 21 июня 2002 г.Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. 

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 789 « Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание». «Российская газета» 2002 № 215 13.10.02 г. 

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации». «Российская газета» 2002 № 215 13.10.02 г. 

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 794 « Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства видов на жительство». «Российская газета» 2002 № 215 13.10.02 г. 

6 Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1223"О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района".  

7 Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-Х"О правовом положении иностранных граждан в СССР" (с изменениями от 19 мая 1995 г., 15 августа 1996 г.).Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, № 26 ст. 836. 

8 Правила пребывания иностранных граждан в СССР. Утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г. N 212 (в редакции от 4 ноября 1991 г.).

 9 Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. М:. Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1995 г.  

10 Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации». М:. «Норма». 2002 г. 

11 Сборник нормативных актов: «Регистрация по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации». Москва. «Юрлитиздат». 2001 г.

           12  Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве/ Ю.Р. Боярс. М., 1986

           13  Авакьян С.А. Гражданство РФ/ С.А. Авакьян. М., 1994 
           14  Конституционное право России/ Под общ. ред. А.В. Малько. М., 2000

           15  Козлова Е.И. Конституционное право РФ/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М., 2000




Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации