Основные социально-экономические права граждан Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание

Права человека, демократия и верховенство закона являются главными ценностями Европейского Союза. ЕС рассматривает права человека как всеобщие и неделимые, активно защищает права человека и в границах Cоюза, и во всем мире. Политика ЕС в области прав человека сосредоточена на защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. ЕС уделяет особое внимание мерам по защите социально-экономических прав, в том числе прав женщин, детей, меньшинств и перемещенных лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………....4
Система и содержание основных социально-экономических прав……………..11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

     Субъективные  права, главным образом, содержатся в главах II "Свободы" и III "Равенство": свобода профсоюзов, право на переговоры и коллективные действия, включая забастовку (ст. 12 и 28); свобода выбора профессии и право на труд (ст. 15) или запрещение дискриминации в области трудового права (ст. 21 и 23). Эти права и свободы характеризуются возможностью прямой ссылки на них в судах.

     Разногласия между государствами по поводу гарантии отдельных социальных и экономических  прав привели к необходимости  включения в соответствующие  статьи положений о защите этих прав "в соответствии с правом Сообществ и национальным законодательством и практикой". Подобные положения встречаются почти во всех статьях главы IV "Солидарность": право трудящихся на информацию и консультацию (ст. 27); право на переговоры и коллективные действия (ст. 28); защита в случае необоснованного увольнения (ст. 30); социальное страхование и социальная помощь (ст. 34); охрана здоровья (ст. 35). Данная формулировка подчеркивает, что критерием для применения этих статей будут служить нормы Союза и правовых систем составляющих его стран.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Система и содержание основных социально-экономических  прав 
 

      Основополагающим  принципом правового статуса  граждан Союза служит принцип недискриминации по признаку национального гражданства. Этот принцип адресован, в первую очередь, государствам-членам и предписывает им в сферах, подпадающих под действие права Европейского Союза, предоставлять гражданам других стран ЕС, как минимум, такой же объем прав и обязанностей, какой они предоставляют своим собственным гражданам.

      Вышеуказанные положения содержались уже в предыдущих редакциях учредительных документов, причем принцип недискриминации по признаку национального гражданства закреплен в них еще с 1957 г. (содержался в первоначальном тексте Римского договора). Благодаря поправкам Амстердамского договора 1997 г. институты Европейского Союза приобрели также полномочия издавать законодательство и поощрительные меры, направленные на борьбу с дискриминацией по другим основаниям (по признаку этнического происхождения, возраста, имущественного положения и т.д.).4

      Согласно  Хартии ЕС об основных правах и Договора о функционировании ЕС запрещается всякая дискриминация, в частности, по признакам пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических черт, языка, религии или убеждений, политических или любых других взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения, нетрудоспособности, возраста или сексуальной ориентации.

      Также Договором о функционировании Европейского Союза учреждается гражданство Союза, которое в качестве Гражданина Союза закрепляет каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его. Граждане Союза пользуются правами и подчиняются обязанностям, которые предусмотрены Договорами. Они, в частности, имеют: a) право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов; б) право избирать и быть избранными на выборах в Европейский парламент, а также на муниципальных выборах в государстве-члене, где они проживают, на тех же условиях, что и граждане данного государства; в) на территории третьей страны, где не представлено государство-член, гражданами которого они являются – право пользоваться защитой со стороны дипломатических и консульских учреждений любого государства-члена на тех же условиях, что и граждане данного государства; г) право направлять петиции Европейскому парламенту, подавать жалобы Европейскому омбудсману, а также право обращаться к институтам и консультативным органам Союза на любом из языков Договоров и получать ответ на том же самом языке.5

     Право собственности. Право собственности относится к числу основных прав первого поколения. В этой связи оно, закреплено в главе I Хартии, в ст. 17 Право собственности, корреспондирующей ст. 1 Защита собственности Протокола 1 к Конвенции Совета Европы. В содержании права собственности Хартия наряду тремя классическими правомочиями собственника владение, пользование, распоряжение имуществом, приобретенным на законных основаниях выделяет также право завещать имущество. Отдельно указывается на защиту права интеллектуальной собственности.

     Свобода экономической деятельности. Это право образует фундамент рыночной экономики, основанной на принципе свободы хозяйственной инициативы. В качестве разновидности личной свободы человека оно закреплено в первой главе Хартии Свободы и включает: во-первых, свободу профессиональной деятельности и право на труд (ст. 15); во-вторых, свободу предпринимательства (ст. 16). С учетом того, что территория ЕС представляет собой единый рынок, ст. 15 Хартии (параграф 2) дополнительно предусматривает, что свобода трудоустройства, трудовой деятельности, учреждения и предоставления услуг распространяется на всю территорию Европейского Союза. Тем самым гражданин Союза получает возможность искать работу и осуществлять экономическую деятельность не только в своем государстве, но и в других странах ЕС.

     Важной  гарантией свободы предпринимательства  в пределах ЕС служит принцип свободы  конкуренции (параграф 1 ст. 4 ДЕС), который  получил детальную регламентацию  в нормах учредительного договора и  законодательстве ЕС.

     Немаловажными являются и трудовые и связанные с ними права наемных работников. К данной категории прав относятся: право на информацию и консультации работников внутри предприятия, содержание которого определяется законодательными актами ЕС и отдельных государств-членов (ст. 27 Хартии); право на коллективные переговоры и коллективные действия. Право на коллективные действия включает любые законные действия трудящихся по борьбе за свои интересы, в том числе право на забастовку, прямо закрепленное в Хартии (ст. 28);

право на помощь в трудоустройстве, являющееся мягкой формой права на труд в условиях рыночной экономики, неразрывно связанной с наличием в обществе вынужденной безработицы. Содержание этого права образует гарантированный доступ каждого лица к услугам бесплатных служб занятости, финансируемых из бюджетных средств (ст. 29); право на защиту от необоснованного увольнения, содержание которого определяется нормативными актами ЕС и государств-членов (ст. 30 Хартии); справедливые и равные условия труда, которые обеспечивают его здоровье, безопасность, достоинство, включая право на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени и право на ежедневное и еженедельное время отдыха, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст.31); детский труд запрещается (ст.32).

     Хартия  ЕС в раной мере защищает права ребенка, права пожилых людей, права инвалидов – категории граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите. Базой для статьи 24, закрепляющей права несовершеннолетних, является Конвенция о правах ребенка 1989 г., ратифицированная фактически всеми странами мирового сообщества, в том числе всеми государствами- членами ЕС. Центральное место в концепции этой статьи отводится принципу приоритета интереса несовершеннолетнего, на который также опираются положения статьи 32 Хартии, запрещающей детский труд и охраняющей права работающей молодежи. Согласно текста документа дети могут свободно выражать свое мнение, которое принимается во внимание во всех сферах, затрагивающих интересы ребенка, с учетом его возраста и зрелости. Во всех действиях, которые совершают публичные власти или частные учреждения по отношению к детям, первостепенное внимание должно придаваться обеспечению высших интересов ребенка. Каждый ребенок имеет право на постоянные личные взаимоотношения и на регулярное непосредственное общение со своими родителями, кроме случаев, когда это противоречит его интересам.

     Союз  признает и уважает право пожилых  людей вести достойную и независимую  жизнь, участвовать в общественной и культурной жизни. Союзом признано право нетрудоспособных лиц извлекать для себя преимущества из мероприятий, призванных обеспечить их самостоятельность, социальную и профессиональную интеграцию, и участие в жизни общества.

     Права инвалидов признаны ст. 26 Хартии и  включают, прежде всего, помощь в обеспечении их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции, участии в общественной жизни.

     Закреплено  также и право на образование. Каждый человек имеет право на образование и на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование. Свобода создания образовательных учреждений при соблюдении демократических принципов, а также право родителей определять характер образования и обучения своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами, обеспечивается согласно национальным законам, которые регулируют осуществление этих прав.

     Кроме этого гарантируются такие права как право на защиту семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение и социальную помощь, включая право на помощь в получении жилья и иную социальную помощь, предоставляемую лицам, которые не располагают достаточными доходами; право на здравоохранение; право на доступ к службам общеэкономического значения (например, к службам общественного транспорта или коммунального хозяйства) признано в качестве основного в пределах Европейского союза в целях содействия социальному и территориальному сплочению; права потребителей. «Защита потребителей» признана как один из законных интересов всего населения Союза, которому соответственно должен быть обеспечен «повышенный уровень» охраны.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 

      В заключении уместно сравнить Российскую систему социально-экономических  прав, установленных Конституцией с правами, предусмотренными Европейским Союзом.

      Современное «государство благосостояния» или  «социальное государство» – это  «комплекс институтов, отношений, ценностей  и норм», которые представляют собой  «центральную составляющую социальной инфраструктуры современной социально-экономической системы». Общим для всех национальных вариантов государства благосостояния или социального государства является то, что здесь рыночное начало в экономике дополнено социальным началом в иных сферах. Главная цель такого государства «усматривается в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости». Основными принципами социального государства являются справедливость, достоинство человека, ответственность, преодоление формально-юридического равенства с целью устранения резких расхождений в материальном положении индивидов.

      Такой облик современного государства  в значительной мере сформирован  под воздействием демократических  конституций и норм международного права

      Положения современных демократических конституций  о социальных правах человека и гражданина и об обязанностях государств в социальной сфере также вырабатывались под  влиянием международно-правовых норм. Вместе с тем, осуществлялось и обратное воздействие: международно-правовые акты воспринимали прогрессивные нормы той или иной конституции. Немалую роль в этом процессе сыграли и советские конституции, (к сожалению, в постсоветский период преобладает их односторонняя характеристика лишь как авторитарных конституций, что едва ли справедливо). Не без влияния успехов Советского государства в развитии социальной сферы и Конституции СССР 1936 г., впервые в мире закрепившей систему социально-экономических прав граждан, уже в 40-е годы в большинстве западных стран приходит понимание необходимости коренных изменений в социальной политике, направленных на развитие системы социальных гарантий населения, способных обеспечивать достаточно высокий жизненный уровень всем гражданам.

      Документы, принятые мировым сообществом, ориентируют все государства на последовательное упорядочение общественных отношений на принципах гуманизма, выполнения комплекса социально-защитных функций, создании условий для всестороннего развития и самореализации личности. Международные документы предусматривают право на труд, на объединение в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, на достойный человека жизненный уровень, на образование, социальное обеспечение и социальное страхование и другие права. Многие содержат рекомендации, которые следует учитывать нашему государству при определении своей социальной политики.

      Для России, стремящейся к сотрудничеству с Европейским Союзом, несомненный интерес представляют и действующие в ЕС документы, закрепляющие единые для этих государств стандарты в области социальных прав. Из документов ЕС особое значение имеет Договор о функционировании Европейского Союза, Договор о Европейском Союзе, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах. Хартия закрепляет основные социальные права. К числу основных социальных прав Хартия относит: право на равное отношение к мужчине и женщине, предполагающее равенство гарантируемых возможностей в связи с доступом к наемному труду, вознаграждением, условиями труда, социальной защите, образованию профессиональному обучению и осуществлению карьеры; право на информацию, консультирование и участие трудящихся, прежде всего, в связи с реорганизациями, технологическими изменениями, которые могут влиять на занятость и т.д.; право на охрану здоровья и безопасности на производстве; право на защиту детей и подростков; право людей пожилого возраста при уходе на пенсию, иметь средства, обеспечивающие им достаточный уровень жизни, а также на специальную медицинскую и социальную помощь в соответствии с их потребностями; право лиц, потерявших трудоспособность, независимо от причины и характера их инвалидности, на заботу об их профессиональном обучении, удобствах, передвижении, транспортных средствах и жилищных условиях; право на труд по своей специальности и справедливое вознаграждения, т.е. зарплату, достаточную для того, чтобы они могли обеспечивать приличный жизненный уровень; право на улучшение условий жизни и труда; право на достаточную социальную защиту со стороны предприятия, на котором он работает и пользуется социальными благами; право на свободу объединений и заключение коллективных договоров; право на профессиональную подготовку.

Информация о работе Основные социально-экономические права граждан Европейского Союза