Организационная структура ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Становление Организации Объединенных Наций.............................4
Предпосылки возникновения и основные этапы развития ООН..4
Принципы функционирования ООН.............................................6

Глава 2. Организационная труктура ООН......................................................11
2.1. Главные органы..............................................................................11
2.2. Специализированные учреждения.................................................36
Заключение.......................................................................................................40
Библиографический список............

Работа состоит из  1 файл

курсовая ООН.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

      Десять  чрезвычайных специальных сессий были проведены в связи с ситуациями, при рассмотрении которых Совет  Безопасности оказался в тупике; эти сессии были посвящены положению на Ближнем Востоке (1958 и 1967 годы), положению в Венгрии (1956 год), положению, затрагивавшему Суэцкий канал (1956 год), положению в Конго (1960 год), Афганистане (1980 год), Палестине (1980 и 1982 годы), Намибии (1981 год), положению на оккупированных арабских территориях (1982 год) и рассмотрению незаконных действий Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной части оккупированной палестинской территории (1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 годы). Ассамблея также постановила временно прервать десятую чрезвычайную специальную сессию и уполномочила Председателя Ассамблеи возобновить её заседания по просьбе государств-членов.

      Осуществление работы Ассамблеи

      Работа  ООН в значительной степени основывается на решениях Генеральной Ассамблеи и осуществляется:

  1. комитетами и другими органами, учрежденными Ассамблеей в целях изучения конкретных проблем, таких, как разоружение, освоение космического пространства, поддержание мира, экономическое развитие, охрана окружающей среды и права человека, — и подготовки соответствующих докладов;
  2. Секретариатом ООН — Генеральным секретарём и его сотрудниками в составе международных гражданских служащих.

      Активизация работы Генеральной  ассамблеи

      На  протяжении последних лет предпринимаются все более активные усилия с целью сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. На пятьдесят восьмой сессии это стало важной приоритетной задачей. В резолюциях 58/126 и 58/316, принятых 19 декабря 2003 года и 1 июля 2004 года, соответственно, изложены конкретные меры по упорядочению работы Ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов и повышению роли Генерального комитета. Пятьдесят девятая сессия продолжила работу по оценке выполнения этих мандатов и поиски дополнительных путей и способов дальнейшей активизации работы Генеральной ассамблеи, включая укрепление роли и полномочий Председателя.11 

      СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

      Совет Безопасности ООН — постоянно  действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

      Состав

      В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1991 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

      пять  — от государств Африки и Азии;

      один  — от государств Восточной Европы;

      два — от государств Латинской Америки;

      два — от государств Западной Европы и других государств.

      Председатели  Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

      Постоянные  члены

      Постоянные  члены совбеза ООН имеют «право вето».

  • Великобритания
  • КНР, до 25 октября 1971 года место занимала  Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова
  • Россия, до 24 декабря 1991 года —  СССР
  • США
  • Франция
 

      Полномочия

      Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.

      На  практике деятельность СБ по поддержанию  мира и безопасности заключается  в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.

      Принятие  решений

      Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения. Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

      Предложения по реформированию Совета Безопасности

      15 сентября 2004 занимавший пост Генерального  секретаря ООН Кофи Аннан сделал  заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.

      22 сентября 2004, перед началом 59-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН, с совместным заявлением  выступили бразильский президент  Луиш Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам. Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4.

      Тем временем Индонезия заявила, что  она должна быть представлена в Совбезе  как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А  Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему  Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.

      Также на место в совете безопасности претендуют Северная Корея и Израиль.

      Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с  середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.

      Против  расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания. Вашингтон в принципе возражает  против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс  принятия решений.

      9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.

      Вопрос  расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).

      По  состоянию на 2011 год, реформирования СБ ООН не произошло.

      Критика

      Совет безопасности часто подвергается критике  из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее  какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.

      Во  время геноцида в Руанде в 1994 году в течение нескольких недель были убиты сотни тысяч человек. В  адрес Совбеза были высказаны  обвинения в том, что он не справился с ситуацией и его санкции оказались без результата.

      Почти десять лет спустя, при Дарфурском конфликте, обсуждение проблемы в Совбезе  было заблокировано Китаем из-за интересов  страны в нефтяном секторе Судана; США блокировали передачу дела в  Международный уголовный суд, потому что его не признают. Нарушения прав человека в Судане тем временем продолжались. Только в марте 2005 года Совет безопасности принял решение, чтобы Международный уголовный суд исследовал военные преступления в регионе. Китай и США воздержались при принятии этой резолюции. До этого США добились того, что при рассмотрении дела граждане США, работающие в регионе по поручению ООН, получили иммунитет.

      Повторная критика Совбеза возникла в связи  с нарушением прав человека во время  мирных протестов в Мьянме. Китай не хотел критиковать военную хунту. Имел место конфликт интересов — страна, которая обвиняется в нарушении прав человека, должна наказать другую за такое же нарушение или может предотвратить наказание блокировкой решения в Совбезе.

      Также Совет безопасности критикуют за то, что многочисленные и не всегда правомерные действия США, которые  те называют «войной против терроризма», Советом безопасности не одобряются, но и не критикуются.12 

      МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

      Международный суд ООН— один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

      Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

      СПРАВКА

  • Все государства — члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда, являющегося неотъемлемой составной частью Устава OOH.
  • Средний возраст судей, работавших в 2000 году, составлял 66 лет.

      Международный суд состоит из 15 независимых  судей, избранных вне зависимости  от их гражданства, из числа лиц высоких  моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

      Международный суд призван стать одним из ключевых компонентов в стратегии  мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире.

      Суд обслуживают Секретариат, его административный орган. Официальными языками являются английский и французский.

      Суд является единственным из шести главных  органов ООН, расположенным вне Нью-Йорка.

      Консультативные заключения

      Помимо  судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея  или Совет Безопасности могут  запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Информация о работе Организационная структура ООН