Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: y**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика местного самоуправления Российской Федерации………………………………………………………………………..5
1.1.Понятие местного самоуправления и его назначение…………………………………………………….………………….5
1.2.Система местного самоуправления………………………………………...6
2. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
2.1. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении……………..…………………………………….......9
2.2. Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………………………18
3. Особенности правого статуса органов местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………....21
3.1. Основные полномочия органов местного самоуправления……………..21
3.2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти………………..............................................................22
3.3. Акты органов местного самоуправления………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

ОМС курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать документ)

3.2. Взаимоотношения  органов местного самоуправления с органами государственной власти.

  В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления.

  Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закреплённых в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

  Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

     Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими федеральными законами, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

     Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы  муниципального права, не могут противоречить  Конституции Российской Федерации  и Федеральному закону "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ограничивать гарантированные ими  права местного самоуправления.

  Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, – не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют органы местного самоуправления.

  Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самостоятельности граждан и в конечном счёте развитию муниципальной демократии.

  Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

     Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации”

     Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в  порядке, установленным законом  субъекта Российской Федерации.

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации создают необходимые  правовые, организационные материально-финансовые условия для становления и  развития местного самоуправления и  оказывают содействие населению  в осуществление права на местное  самоуправление.

   Важную роль в этом играет Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, являющийся координационным центром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечивает рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

  Так, вопрос о взаимоотношениях органов местного самоуправления с органами государственной власти очень актуально освещен Президентом в его докладе от 23 октября 2002 года «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития» «Право населения страны на местное самоуправление создает ответственность государства за обеспечение возможности его реализации. Этот подход предполагает совершенствование законодательства, оптимизацию территориальной организации, рациональное распределение полномочий для максимального удовлетворения интересов граждан. При этом не следует необоснованно отдалять друг от друга институты государственной власти и органы местного самоуправления. И государственная власть, и местное самоуправление являются дополняющими друг друга формами народовластия, то есть публичной власти народа.

     Совершенно  необходимой представляется более  четкая регламентация вариантов  организации местного самоуправления, обусловленная необходимостью закрепления  различного объема полномочий за муниципальными образованиями, в значительной степени  отличающимися друг от друга по количеству жителей и инфраструктуре при обязательном сохранении равенства прав граждан на осуществление местного самоуправления в независимости от места жительства.

     Критерием формирования и определения объема полномочий любого уровня публичной  власти должна быть эффективность решения  именно на этом уровне определенного  круга общественно значимых проблем. Безусловно, именно на местном уровне наиболее эффективно решаются такие  социальные задачи, как обеспечение  населения социальным жильём, предоставление основного общего образования, обеспечение  первичной медицинской помощи, благоустройство  территории, предоставление коммунальных услуг, услуг местного транспорта и  связи, создание оптимальных условий  для качественного торгового, бытового, культурного обслуживания населения.» [11]

     Также в докладе большое внимание уделено  контролю и ответственности в  деятельности органов местного самоуправления.

 «В  последнее время возникло ясное  осознание того, что одной из  главных причин, препятствующих  позитивному развитию и социально-экономическому  процветанию России, является острая  проблема безответственности органов  и должностных лиц местного  самоуправления. В связи с этим  особенно актуальными становятся  вопросы организации и осуществления  контроля за деятельностью (бездеятельностью) органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности. Нерешенность этих вопросов также является источником серьезнейших политических рисков.

     Явный недостаток действенных контрольных  инструментов в сфере местного самоуправления возник закономерно. Российское местное  самоуправление в силу специфики  обстоятельств своего формирования оказалось выведено как из-под гражданского контроля снизу, так и из-под политического контроля сверху. На первом плане обычно находится проблема слабости местного самоуправления, отсутствия у него достаточных ресурсов для исполнения вмененных ему функций. Но это - лишь следствие ситуации, когда целые сферы жизнеобеспечения и удовлетворения повседневных нужд граждан, формально переданные местному самоуправлению, на самом деле тем самым выведены из-под государственного контроля и не поставлены ни под какой другой. Местное самоуправление превращается в «серую зону», в которой рождается целый спектр социальных патологий. Безусловно, дефицит ресурсного обеспечения местного самоуправления является негативным обстоятельством и должен быть преодолен. Но если его восполнение не будет сопровождаться оптимизацией контрольных инструментов, ситуация только ухудшится. К тому же в ряде случаев целесообразно не накачивать ресурсами слабые институты, которым вменен непосильный объем функций и полномочий, а перевести полномочия туда, где естественным образом концентрируются необходимые для их исполнения ресурсы и имеются более широкие возможности контроля за их распределением. Этот подход не противоречит ни демократическим принципам, ни здравому смыслу - наоборот, именно он мотивирован соображениями защиты общего блага. Более того, необходимо в каждом конкретном случае определять, в какой пропорции сочетать восстанавливаемый гражданский контроль снизу и государственный контроль сверху, используя в качестве единственного критерия конечную эффективность деятельности.

     Контроль  и ответственность не являются самоцелью. Они - лишь инструмент повышения значимости органов местного самоуправления, укрепления их престижа в глазах населения муниципальных  образований, повышения доверия  населения к публичной власти в целом.»  

3.3 Акты  органов местного самоуправления

     Местное самоуправление опирается на прочную  конституционную основу, осуществляется в соответствии с федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов  РФ, а также собственными правовыми актами. Правовые акты органов местного самоуправления в связи с обширностью решаемых этими органами вопросов разнообразны. Этот вывод не противоречит конституционному указанию на то, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». «При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов». Акты самоуправления являются непосредственным волеизъявлением. Прямое волеизъявление граждан служит наиболее демократическим источником правотворчества. Личные и социальные интересы находят здесь органическое сочетание. В актах самоуправления сближается и даже сливается круг лиц, принимающих решения, и круг лиц, исполняющих эти решения. Возникает вопрос: как оформить непосредственное волеизъявление людей, каким образом придать ему юридически корректный и обязательный смысл, как соотнести такое решение с правовыми актами?  Граждане и их объединения, социальные общности сами вырабатывают правила поведения, нормы и добровольно им следуют. Происходит фиксированное прямое волеизъявление, которое становится юридически значимым решением — актом. И его следует включить в общую систему правовых актов, отмечая при этом высокую значимость и ценность.      

     К вопросам местного значения закон относит  принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль за их соблюдением. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

1) границы  и состав территории муниципального  образования;

2) вопросы  местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

3) формы,  порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения;

4) структура  и порядок формирования органов  местного самоуправления;

5) наименование  и полномочия выборных, других  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

6) срок  полномочий депутатов представительных  органов местного самоуправления, членов других выборных органов  местного самоуправления, выборных  должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов местного самоуправления;

8) основания  и виды ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления;

и др.[2]

       Устав муниципального образования  разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Устав  муниципального образования принимается  представительным органом местного  самоуправления или населением  непосредственно.

    Обеспечению законности на местной территории служит норма об административной ответственности должностных лиц и граждан – штраф в судебном порядке — за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. В то же время решения, нарушающие Конституцию и законы России, законы и иные акты области, могут быть отменены в судебном порядке. Допускается их обжалование.

     Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, уставами субъектов  Российской Федерации, законами субъектов  Российской Федерации.

 
 
 
 

Заключение

   Тема данной курсовой работы является довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрыть суть местного самоуправления как явления. По ходу изучения данной темы был сформулирован ряд задач, которые помогли дифференцированно подойти к предмету настоящей курсовой работы. В ней сначала были рассмотрены общетеоретические аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться в изучаемое понятие, рассмотреть его особенности.

   Немаловажным в данной курсовой работе является также изучение правового регулирования местного самоуправления в РФ, особенностей правового статуса органов местного самоуправления в РФ. Данный аспект деятельности местной власти является одним из основных в определении местного самоуправления как формы местной публичной власти.

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации