Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: y**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. Однако органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика местного самоуправления Российской Федерации………………………………………………………………………..5
1.1.Понятие местного самоуправления и его назначение…………………………………………………….………………….5
1.2.Система местного самоуправления………………………………………...6
2. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………………………..9
2.1. Общая характеристика законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении……………..…………………………………….......9
2.2. Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления…………………………………………………………………18
3. Особенности правого статуса органов местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………....21
3.1. Основные полномочия органов местного самоуправления……………..21
3.2. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти………………..............................................................22
3.3. Акты органов местного самоуправления………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

ОМС курсовая.docx

— 59.35 Кб (Скачать документ)

     Если  на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового  регулирования, выделяются основы, гарантируются  права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы  и содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и это отражается в нормативно-правовых актах - конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном  самоуправлении субъектов Федерации.

     К нормативно-правовым актам регионального  уровня относятся:

     · конституции республик, входящих в  состав РФ;

     · уставы;

     · законы субъектов РФ.

     Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. К ним относятся  конституции республик в составе  Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

     Уставы  субъектов Федерации редко, когда  противоречат Конституции России. Однако и они учитывают специфику  организации муниципальной власти на соответствующей территории.

     Следующая группа- нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно.

     Это прежде всего уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.

     Кроме того к ним относятся решения  местных референдумов, обладающих высшей юридической силой по отношению  к другим нормативным правовым актам  местного самоуправления, решения собраний (сходов) граждан, решения представительных органов местного самоуправления, решения исполнительных органов местного самоуправления, постановления должностных лиц местного самоуправления.

     Правовые  акты местного самоуправления делятся  на нормативные и ненормативные.

     Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы, права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются  нормы муниципального права на местном  уровне. В соответствии со ст.15 Конституции  Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)

     Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для  осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в  системе местного самоуправления (приказы  о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей  дисциплины и проч.)

     Согласно  ст. 25 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения имеет  и население в соответствии с  уставом муниципального образования. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). 

     В том случае, если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию  входит данный вопрос, обязан принять  такой акт (ст.22).

     Статья 44 соответствующего закона гласит, что  решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, принятые в  пределах их полномочий, обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых норм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

     Важной  проблемой является отсутствие опыта  работы по подготовки нормативно-правовых актов местного значения, отсутствие рекомендаций по разработке системы  документов, регламентирующих и обеспечивающих местное самоуправление.

     Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

     Каждое  муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном само-управлении.

     Федеральный Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении имеют  отдельные статьи, устанавливающие  обязательность наличия у муниципальных  образований их уставов.

     Законы  о местном самоуправлении предусматривают  различный подход к разработке устава муниципального образования.

     2.2.Порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления.

     Структуру органов местного самоуправления, как было отмечено ранее, составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

       Наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования,  главы муниципального образования,  местной администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования)  является обязательным, за исключением  случаев, предусмотренных Федеральным  законом.

     Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов  местного самоуправления, а также  иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

     Наименования  представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного  органа муниципального образования) устанавливаются  законом субъекта Российской Федерации  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Структура органов местного самоуправления в  случае образования на межселенных  территориях вновь образованного  муниципального образования или  в случае преобразования существующего  муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

     Назначение  и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан  по вопросу определения структуры  органов местного самоуправления вновь  образованного муниципального образования  осуществляются органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  при наличии соответствующей  инициативы жителей вновь образованного  муниципального образования.

     Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации проводят местный референдум или сход граждан по вопросу определения  структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение  одного месяца со дня вступления в  силу закона субъекта Российской Федерации  об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой  о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования  численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами для проведения местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет подлинность собранных подписей граждан, назначает дату проведения местного референдума (схода граждан), осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума (схода граждан). Полномочия местной администрации по организационному и материально-техническому обеспечению проведения местного референдума (схода граждан) осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

     В решении о структуре органов  местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном  референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

     1) структура (перечень) и наименования  органов местного самоуправления;

     2) порядок избрания и полномочия  главы муниципального образования  Изменение структуры органов  местного самоуправления осуществляется  не иначе как путем внесения  изменений в устав муниципального  образования.

     Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры  органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении  срока полномочий представительного  органа муниципального образования, принявшего указанное решение.[2,гл.6ст.34 ]

 

     3.Особенности правого статуса органов  местного    самоуправления в Российской Федерации.

     3.1. Основные полномочия органов  местного самоуправления.

     В ведении муниципальных образований  находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К  вопросам местного значения относятся:

1) принятие и  изменение уставов муниципальных  образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;

3) местные финансы,  формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета, установление  местных налогов и сборов, решение  других финансовых вопросов местного  значения;

4) комплексное  социально-экономическое развитие  муниципального образования;

5) содержание  и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений;

6) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, общего  и профессионального образования;

7) организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений здравоохранения, обеспечение  санитарного благополучия населения;

8) охрана  общественного порядка, организация  и содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка,  осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование  планировки и застройки территорий  муниципальных образований;

10) создание  условий для жилищного и социально-культурного  строительства;

и др.

     Муниципальные образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а  также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению  других муниципальных образований  и органов государственной власти.

  В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.        

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации