Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:37, курс лекций

Описание

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
2. Источники конституционного права в зарубежных странах
3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты к-п отношений.

Работа состоит из  1 файл

Для студентов КПЗС РУС.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

     Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная  система права, роль правового обычая в целом невелика. 

     3. Конституционно-правовые  отношения 

     Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Иными словами,

конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные  нормами ведущей отрасли права. Будучи разновидностью правоотношений, конституционные отношения представляют наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной

власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как  политический  характер и массовость. Конституционные отношения, целями

которых выступают социально-экономические  и политические ценности, составляют предмет регулирования отрасли конституционного права.

     Для возникновения, изменения и прекращения  конституционно-правовых отношений  необходим определенный юридический  факт или их совокупность (например, достижение 35-летнего возраста для  кандидата на пост Президента США в совокупности с иными условиями, указанными в Конституции).

     Конституционным отношениям присущи как общие  черты, свойственные всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют  единую для всех правоотношений структуру: субъект,объект и содержание (субъективное право и юридическая обя-

занность), — но отличаются своей направленностью, составом и сложным характером юридических  связей между участниками данных общественных отношений.

     Объектом  конституционных отношений выступают  материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты. Это власть, суверенитет, свобода и достоинство личности. Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямойили опосредованный интерес относительно публичной власти.

Можно утверждать, что конституционные  отношения определяются во многом характером властеотношений, т. е. отношениями  по поводу или в связи с осуществлением власти. Их

политическая  направленность несомненна. Нередко  реализация конституционных норм сопровождается возникновением

управленческих, имущественных и некоторых иных отношений.

     Субъекты  конституционного права

     Субъектами  конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физические лица, участвующие в конституционных отношениях. Эти отношения порождаются нормами ведущей отрасли права — общеобязательными правилами поведения, регулирующими конкретные общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Субъекты  конституционного права можно подразделить на четыре большие группы: физические лица, государственные образования, органы государства и негосударственные объединения.

     К физическим лицам (индивидам) относятся:

1) граждане (подданные);

2) иностранцы (иностранные граждане);

3) лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны;

4) лица  без гражданства (апатриды).

     К государственным образованиям относятся:

    1) государство в целом (например, при конституировании своей национальной государственности);    2) составные части государства (субъекты федерации, территориальные административные единицы, автономные образования). Типичный пример — участие данных государственных  образований в конституционных отношениях при проведении

крупных административно-политических и правовых реформ,направленных на федерализацию или централизацию государственности.

       1) центральные (общенациональные) органы  государственной власти (парламент,  глава государства, правительство, конституционный суд и т. д.);

     2) региональные органы, органы государственной  власти

субъектов федерации;

     3) государственные органы местного  управления.

  Отчетливо  выраженный конституционный характер  носят отношения между главой  государства и парламентом в следующих распространенных случаях:

     1) при созыве заседания представительного (законодательного) органа государственной власти;

     2) при формировании правительства;

     3) при отставке правительства в  целом или его отдельных членов;

     4) при роспуске представительного органа.

     К негосударственным объединениям относятся:

     1) общности людей — народ, нации  и иные этнические груп-

пы, население  региона, автономии, административно-террито-

риальных  единиц и муниципальных образований;

     2) органы местного самоуправления и управления;

     3) ассоциации граждан и коллективы  публичного характера.

В ряде государств имеются субъекты конституционного (государственного) права, не характерные  для других стран. Так, в недалеком  прошлом в ряде афро-азиатских  государств субъектами конституционно-правовых отношений были центральные и местные органы правящей политической партии (движения). В ряде государств Востока особый привилегированный статус  имеют национальные религиозные организации и церковь.

Объектом    конституционно-правовых отношений выступают социальные блага и интересы, на которые направлена деятельность  их участников, осуществляемая в процессе  реализации ими своих прав  и обязанностей.

 Объектом  могут быть предметы  материального  мира (государственная территория);продукты духовного творчества (образование, культура, искусство);

Социальные институты(государственная  власть, свобода личности), деятельность органов  государственной власти.

Только  конституционно-правовым отношениям  свойственны такие  объекты как  суверенитет, гос.территория, гражданство, свобода  личности. 
 
 

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИИ

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН 

1. Понятие и сущность  конституции

2. Виды конституций

3. Порядок принятия  и изменения конституций

4. Понятие конституционного  надзора (контроля). Статус органов конституционного надзора   и контроля 
 

1. Понятие и сущность  конституции

 Термин «конституция» (от лат. constitutio— устанавливаю, учреждаю) стал употребляться еще в ан-

тичные  времена; так назывался один из декретов римских императоров. Первые в современном значении конституционные акты как явления демократического порядка, принимавшиеся

народом (или при его участии) и ограничивавшие институты власти, были приняты в  конце XVIII в. (США — 1787 г., Франция  — 1791 г., Польша - 1791 г.). Представители разных политических и правовых школ неодинаково характеризуют сущность конституции. Так, напри-

мер, последователи  школы естественного права видят  в ней своего рода общественный договор; нормативисты — высшую, основную норму, венчающую пирамиду правовой системы

государства; сторонники марксизма-ленинизма —  продукт классовой борьбы и закрепления  ее результатов.

     Сущность  конституции как политико-правового документа определяют как отражение баланса основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание конституционной сущности как проявления социального плюрализма, политического компромисса.

     В современной науке конституционного права термин  «конституция» употребляется  в двух основных смыслах: конституция  фактическая и юридическая.

     Фактическая конституция — это реально существующие конституционные отношения в той или иной стране.

     Юридическая конституция — это правовой акт (или совокупность правовых актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.

     Содержание  конституции зависит от многих факторов — времени и обстоятельств ее создания, национальных, культурных, религиозных особенностей, иностранного заимствования и т. д.

Однако  обязательной составляющей любой конституции  являются прежде всего те нормы и  институты, которые закрепляют  положения  о народном суверенитете, юридические  основы ста-

туса  личности, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации, структуру центральных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, статус столицы государства. Выражение этих обязательных элементов в каждом государстве имеет свою национальную специфику, поскольку любая конституция есть исторически сложившееся правовое явление с определенными, присущими только ей признаками и свойствами.

     Конституция обладает определенными чертами, характеризующими ее взаимодействие с обществом и государством. Можно выделить следующие основные черты конституции:

1) основополагающий  характер;2) учредительность;3) народность;4) стабильность;

5) легитимность.

Конституция выполняет правообразующую роль, она своеобразный центр правовой системы и в известном смысле (более чем закон) — нечто первичное, основное. Это единственный

национальный  правовой акт, который  сам определяет свою особую юридическую  силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с конституцией, а тем более изменять или отменять ее

положения. Трактовку конституции как основного  закона развивал в середине XIX в. видный немецкий юрист и политик  Фердинанд  Лассаль (1825—1864).

     Основной  закон обычно включает в себя краткую  преамбулу, разделы, главы, статьи, также  содержит заключительные и переходные положения (в основном это нормы, регламентирующие сроки вступления отдельных частей конституции в силу, порядок замены старых политических и государственных институтов новыми). Иногда в конституцию помещается текст присяги (клятвы) президента или другого главы государства.

Неотъемлемой  частью конституционного текста являются поправки к ней.

     В основном законе закреплены объекты  конституционно-правового регулирования. На современном этапе фундаментальные  нормы регламентируют не только статус высших (верхов-

ных) органов  государственной власти и некоторые  вопросы правового положения  граждан (подданных), как это было в конце XVIII — начале XX в., но и  достаточно обширный круг дру-

гих вопросов: основы общественного строя, начала внешней и социально-экономической политики, избирательную систему, достаточно подробную номенклатуру социальных, экономических, культурных прав. Можно констатировать расширение объектов и сферы конституционного регулирования, что особенно характерно для основных законов стран Запада, принятых после 1945 г., и новых постсоциалистических конституционных  документов стран Восточной и Центральной Европы 90-х гг.  XX в.

     Обычно  конституция вступает в силу с  момента, который указан в ее заключительных положениях или, реже, в сопровождающем ее принятие особом законе. Ее переходные положения могут предусматривать, что отдельные нормы начинают применяться позднее — обычно после наступления какого-либо события (выборов, вхождения в состав государства отдельной террито-

Информация о работе Лекции по "Конституционному праву зарубежных стран"